Северный, Аркадий Дмитриевич

Арка́дий Дми́триевич Се́верный (настоящая фамилия Зве́здин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — советский музыкант, певец, гитарист, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта 1939 года в Иванове. Семья была большая, дружная — пятеро детей (дочь Людмила и сыновья Валентин, Лев, Михаил и средний — Аркадий). В 1956 году окончил среднюю школу № 25 города Иваново. В 1957 году уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет Лесотехнической академии имени С. На военной кафедре получил специальность штурмана. В 1965 году Аркадий Звездин окончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». В 1968-1969 годах служил в Советской армии лейтенантом ВВС в вертолётном полку под Ленинградом. Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама.

n

1972-1980 годы — активная творческая деятельность. Первая жена — Нина, телеграфистка. Вторая жена — Валентина Сергеевна Бойцова, расстались через 6 лет. Дочь — Наталья (род. Поскольку Аркадий Звездин был в числе тех, кто не особо лояльно относился к советскому строю, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами и музыкальными коллекционерами. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Северного под аккомпанемент ансамбля. В соответствии с «неформальной» модой тех лет в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним — «Северный». В начале 1970-х годов судьба вновь свела Звездина и Рудольфа Фукса. Последний решил возобновить записи песен в его исполнении, для чего сам сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного.

n

Она получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновлённый успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков. В 1974 году Фукс снова организовал запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре начал подготовку к новому проекту — концертам Аркадия Северного с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков.

n

Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка! », была произведена на квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина. У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Дмитрием Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь Сергей Маклаков и Рудольф Фукс продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать лишь несколько записей, организованных Фуксом: «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября», концерты на одесскую тематику — «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский».

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *