Монархизм в России опирается на историю российской монархии, в том числе самодержавие, включает ряд теоретических богословских и политических положений и продвигает идею монархии как государственного устройства России. В Российской империи первые политические организации монархического толка стали появляться в 1880-е годы, особенно активно монархическое движение развивалось в период с 1905 по 1917 год. Именно тогда возникли такие крупные монархические организации, как Союз русского народа, выступавший за сохранение самодержавия, и Союз 17 октября, поддерживавший установление в России конституционной монархии. Революция 1917 года привела к падению монархического строя и запрету монархических организаций в России, деятельность монархистов была почти полностью парализована, началась гражданская война, в результате которой большинство видных деятелей монархического движения погибли или оказались в эмиграции. Симпатии к монархии проявляют некоторые влиятельные представители Русской православной церкви. После распада СССР в России снова стали появляться монархические организации. В 2012 году возникла первая официально зарегистрированная Монархическая партия России, также провозглашающая целью установление конституционной монархии. По мнению религиоведа Бориса Кнорре, решение вопроса, кто виноват в убийстве царской семьи, стало камнем преткновения в среде православных монархистов — водоразделом между теми, кто согласен воспринимать революционные события в историческом плане, и ультранационалистическими монархистами, которые склонны к мистическому взгляду, предпочитают в отношении России говорить о «метаистории» — эта группа в современное время представляет царебожничество.
n
Первые считают, что участие в цареубийстве и в кровавом перевороте «тайных сил» не снимает вину за это новое «распятие Христа» с русского народа. Антисемитская идеология постсоветского околоцерковного монархизма имеет своим источником антисемитскую литературу конца ХIХ — начала XX века. В первую очередь отмечается «карловацкий след» в традиции русского православия. Будучи исторически тесно связанной с фашистскими режимами Европы, идеология РПЦЗ восприняла антисемитские мифы. В последние годы существования СССР происходил процесс формирования идеологии нового православного монархизма. Постсоветская политическая эсхатология заимствовала из эмигрантской религиозной историософии интерпретационные схемы, которые стали применяться для осмысления событий смены режима в СССР. Конфронтационная идеология советской пропаганды, предлагавшая трактовку внешней политики, имеет близость к современной религиозной политической эсхатологии. Бывшими советскими людьми, воспитанными в атмосфере подозрительности или ненависти к Западу, привычно воспроизводится образ «естественного врага» родины и нации. Эта ситуация является причиной того, что многие российские коммунисты и посткоммунисты становятся фактическими союзниками православных монархистов. Известный апокриф, который помещик Николай Мотовилов приписывал своему собеседник Серафиму Саровскому: «Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими …
n
Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред ним все народы в трепете будут» (его приводит, в частности, издание «Россия перед Вторым пришествием») — в контексте эсхатологических ожиданий современных монархистов сформировал образ тысячелетнего русско-славянского царства. Часто считается, что русская монархия имеет православное происхождение, однако до крещения Руси в стране также был монархический строй. Впервые классическая монархия была установлена на Руси в 1547 году, когда московский митрополит Макарий совершил венчание на царство великого князя Ивана IV Грозного из династии Рюриковичей, используя византийский православный обряд, предположительно, принесённый на Русь бабушкой Ивана Софией Палеолог. Согласно этой традиции, православное вероисповедание обязательно для русских монархов и тех, с кем они вступают в брак. При этом большинство наиболее авторитетных российских историков (например, Р. Ивана Грозного в России также существовал монархический строй, в котором функцию монархов выполняли новгородские, киевские, московские и владимирские великие князья. 21 февраля (13 марта) 1613 года после оглашения решений Земского собора и венчания на царство боярина Михаила Романова в России воцарилась династия Романовых.
n
При Петре I была провозглашена Российская империя, и глава государства стал именоваться императором, который при этом носил титул «защитника Церкви», фактически контролируя Русскую православную церковь, до 1905 года имевшую статус государственной. Сторонником абсолютной монархии был историк Николай Карамзин, который изложил эти взгляды, в частности, в своём фундаментальном труде «История государства Российского». Великие народы, подобно великим мужам, имеют своё младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти. Данная разработка отечественного министра просвещения графа Сергея Уварова стала одним из первых ярких трудов, в котором была обоснована необходимость самодержавия в Российской Империи. Так, Уваров писал о том, что Россия — страна, имеющая особый путь, отличный от западных стран. Их порядки неприменимы к русской государственности, которая должна выработать собственный вектор развития. Обеспечение этого независимого развития возможно исключительно при реформах «сверху», исходящих от прочной монархической власти, которая защищает страну от влияния идей запада, потрясённого Великой французской революцией.
n