1 Оборона ТаВ июле 1941 г. городской комитет Коммунистической партии распорядился о создании рабочих 44-го отряда самообороны для защиты Таганрога. Отрядом командовал лейтенант НКВД Петр Герасимов. Оборона ТаВ июле 1941 г. городской комитет Коммунистической партии распорядился о создании рабочих 44-го отряда самообороны для защиты Таганрога. Отрядом командовал лейтенант НКВД Петр Герасимов. С началом войны на Таганрогском инструментальном заводе имени И. Сталина (ныне Таганрогский комбайновый завод) началось производство артиллерийских снарядов. Весной 1941 года Государственный авиационный завод № 31 (ныне ОАО «Таганрогская авиация») стал выпускать истребители ЛаГГ-3. «Таганрогский завод имени Молотова» («Красный гидропресс») производил мины и запчасти для танков. С 30 на 31 августа 1941 7 бомбардировщиков He-111 из состава 1-й группы 27-й бомбардировочной эскадры (I./K.G.27) люфтваффе атаковали аэродром Таганрог. Бомбы попали в юго-западную, южную и северо-восточную части аэродрома, а также частично в жилые помещения, что привело к 2 небольшим пожарам в последних. Источник донесение отдела «1с» 4-го воздушного корпуса люфтваффе, документы 11-й армии вермахта.
n
Архив T-312, R-361, F-0114. 08 октября 1941 бомбардировщики 3-й группы 51-й бомбардировочной эскадры (III./Kampfgeschwader 51) вылетевшие с аэродрома Бельцы (Молдавия) в период с 15.35 — 15.48 совершили бомбардировку в районе дорога Козловский-Таганрог. Результаты бомбардировки: 3 Ju 88 атаковали в 15.35 с высоты 500 м над уровнем моря. На автодороге Вессело — Вознесенская остановлена автоколонна. 2 серии бомб разорвались над дорогой, было повреждено 8-10 грузовиков. 1 Ju 88 атаковал с высоты 600 м колонну грузовиков, двигавшуюся на север по Таганрогской дороге. 1 Ju 88 атаковал колонну грузовиков на восточной окраине Ефремовки с высоты 600 м (план-квадрат 8959), бомбы упали в 20 м от дороги. 1 Машина безуспешно атаковала транспортер массой 1-2000 тонн с высоты 600 м. 1 Машина атаковала колонну грузовиков и войск на дороге Мариуполь — Каганович под Ефремовкой в планирующей атаке он пролетел около 600 м и попал в колонну. 10 октября 1941 3 бомбардировщика He-111 из состава 1-й группы 27-й бомбардировочной эскадры (Kampfgeschwader 27) атаковали колонну грузовиков и отдельные транспортные средства на дороге Таганрог — Ростов и уничтожили около 15-20 грузовиков.
n
Кроме того, 2 поезда на линии Таганрог — Неклиновка были подвергнуты бомбардировке — из-ща сильной облачности результаты бомбардировки не известны. Бомбардировщики 2-й группы 27-й бомбардировочной эскадры бомбардировали жд. Иловайск. Источник донесение отдела «1с» 4-го воздушного корпуса люфтваффе ,документы 11-й армии вермахта. Архив T-312, R-362, F-0862. 14 октября 1941 1-я группа 27-й бомбардировочной эскадры (I./K.G.27) атаковал 2 бронепоезда в 5 км севернее Таганрога. Перед атакой экипажи прекрасно наблюдали, что немецкие танки ведут бой с бронепоездами в 12 км севернее Таганрога. В начале атаки бронепоезда прекратили огонь по танкам, сосредоточив все средства поражения на атакующих самолетах. В лихих, многократных атаках с малых высот южный бронепоезд получил 4 прямых попадания, северный бронепоезд — 1 прямое попадание. Остальные бомбы лежали в непосредственной близости от поездов. После атаки оборона от поездов была прекращена. Последний самолет обнаружил, что оба поезда сильно повреждены и горят во многих местах. Кроме того, пострадали 2 грузовых поезда на станции Mорская, а развилка дорог в районе Синявки была разбита.
n
Все самолеты, которые руководили этой атакой, вернулись с множеством попаданий, 2, вероятно, совершили вынужденную посадку над своей территорией. Особенно отличились: лейтенант Фельден, лейтенант Хильдебранд, фельдфебель Розенброк, унтер-офицер Миттермайер из 1-й эскадрильи и лейтенант Ульрих из 2-й эскадрильи 27-й бомбардировочной эскадры. Источник донесение отдела «1с» 4-го воздушного корпуса люфтваффе № 1209/41 от 15.10.1941,документы 11-й армии вермахта. Архив T-312, R-362, F-0675. В районе Синявки 2 бомбардировщика Ju 88 из состава 3-я группы 51-й бомбардировочной эскадры (Kampfgeschwader 51) с 14:20 до 14:40 нанесли бомбовые удары в результате : Один Ю-88 перебил перегон на ст. Морская (между Таганрог и Ростов) . Взрыв бомбы был безошибочно обнаружен с высоты 100 м по рельсам. Второй Ю-88 разрушили железнодорожную насыпь на восточной стороне станции Синявка в 50 метрах от движущегося на восток транспортного поезда. Поезд остановился, и по нему открыли огонь из бортового оружия, локомотив выпускал пар из множества отверстий. 17 октября 1941 2-группа 77-й истребительной эскадры ( Jagdgeschwader 77) совершила 48 самолето-вылетов на самолетах мессершмит-109 (Bf 109) с задачей наблюдения за районом Таганрог-Ростов и в качестве прикрытия своих войск.
n
В результате сбито 5 самолетов противника. Действие сухопутных войск: 1-я танковая армия перешла в наступление на восток с плацдарма севернее Таганрога. Бригада Leibstandarte SS Adolf Hitler вторглась в Таганрог. 27 июня 1941 года Центральный комитет Коммунистической партии и Совнарком распорядились эвакуировать промышленные предприятия, сельскохозяйственные ресурсы, материальные и культурные ценности из районов, расположенных вблизи линии фронта. 15 сентября 1941 г. Ростовский обком КПСС дал указание об организации обороны и подпольного сопротивления в случае оккупации. В Таганроге был создан городской комитет обороны, который контролировал эвакуацию населения и военной техники с оборонных заводов. 4 октября 1941 года первый эшелон из Таганрога с оборудованием инструментального завода имени И. Сталина отправился в Новосибирск. 9 октября Государственный авиационный завод № 31 начал подготовку к эвакуации производства ЛаГГ-3 в Тбилиси, включая 3000 рабочих с семьями и более 50 почти готовых «сборочных комплектов» ЛаГГ-3. 10 октября завод «Красный котельщик» начал эвакуацию своего оборудования в Златоуст Челябинской области. 15 октября Таганрогский металлургический трубный завод завершил эвакуацию в Каменск-Уральский на Урале.
n