Петербу́ргский метрополите́н (до 1992 года — Ленингра́дский о́рдена Ле́нина метрополите́н и́мени В. И. ➤). Открыт 15 ноября 1955 года, став вторым по счёту в СССР и РСФСР после московского. Имеется 7 эксплуатационных депо, одно из которых — ремонтное. К пяти из них приписаны поезда. 19-е место в мире и 4-е в Европе. Проекты сооружений, напоминающих метрополитен, предлагались в Санкт-Петербурге ещё в начале XIX века. К концу XIX века строительство метрополитена в столице Российской империи начало обсуждаться всерьёз. Тем временем, в Петербурге не было даже электрического трамвая. Практически все дореволюционные проекты отличались эстакадным исполнением линий, по аналогии с парижским или венским метро, и, как показал последующий опыт эксплуатации в условиях Петербурга, использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. После долгой паузы, вызванной Первой мировой войной, революцией, утратой столичных функций, депопуляцией и некоторым запустением города, к идее строительства метро вернулись лишь в 1938 году. Вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен председателем Ленгорисполкома А.
n
Первым руководителем метрополитена стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков. Изначально разработка проекта велась московским институтом «Метрогипротранс», но 21 января 1941 года образована «Дирекция Строительства № 5 НКПС». К декабрю 1942 года планировалось открыть первую очередь метрополитена. 15 ноября 1955 года Кировско-Выборгской линии образовался один из самых длинных перегонов (между «Нарвской» и «Кировским заводом»). После начала Великой Отечественной войны Ленинград быстро оказался прифронтовым городом. Метростроевцам в эти годы приходилось заниматься постройкой тупиков, складов, железнодорожных веток и портовых сооружений в осаждённом Ленинграде. В 1944 году И. Работы возобновились сразу после окончания войны. В 1945 году из затопленных шахт началась откачка воды, возобновились буровые работы. В 1946 году создаётся «Ленметропроект». Руководителем организации стал М. А. В новом варианте трассы специалисты выделяют два новых решения: сооружение станций «на горках» (перегон ниже станции) и уменьшение диаметра тоннелей с 6 (московский стандарт) до 5,5 м. 3 сентября 1947 года возобновлено строительство ленинградского метрополитена. В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен.
n
Его возглавил Иван Новиков. Изначально организация располагалась на территории современного наклонного хода станции «Технологический институт». 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена от «Площади Восстания» до «Автово». Через десять лет после окончания войны, в начале оттепели, город получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. 14 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР метрополитену присвоено имя В. И. Ленина, а «Ленметрострой» награждён орденом Ленина. Торжественное открытие состоялось 15 ноября. Поскольку метрополитен проектировался при И. В. Сталине, на всех станциях первой очереди были предусмотрены его изображения, однако после развенчания культа личности Сталина Н. С. Хрущёвым почти все подобные элементы были ликвидированы. Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области.
n
Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное». Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. Третью (Невско-Василеостровскую) линию открыли в 1967 году. Четвёртую (Правобережную) линию открыли в 1985 году. На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей. «Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная» (Фрунзенский радиус). Предполагалось, что в 1994-2004 годах метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако из-за распада СССР в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций. Сеть метрополитена Санкт-Петербурга состоит из пяти линий. Существовала единственная в истории Петербургского метрополитена станция «Дачное», являвшаяся временной, — до продления первой линии к станциям «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». «Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка». В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное».
n