Вадим Леванов родился в Тольятти в 1967 году. Ещё в школе Вадим занимался в различных городских театральных студиях, работал монтировщиком декораций в городском театре кукол. В 1984 году Вадим окончил тольяттинскую школу № 13 и поступил на факультет театральной режиссуры Куйбышевского института культуры. Тяжёлая травма потребовала длительного лечения, навсегда оставив инвалидом. С 1993 по 1998 год заочно учился на отделении драматургии Литературного института им. А. Постепенно произведения Леванова находят дорогу к публике и режиссёрам. «Современная драматургия» были опубликованы сразу три новые пьесы Леванова. Пушкина провинциальное поэтическое мероприятие осталось без столичных участников, то Леванов предложил пригласить драматургов. Леванову хотелось показать зрителям, что театр может быть разным, что он много шире тех традиционных форм, которые существовали до этого в театральной жизни Тольятти. «Майские чтения» новую жизнь. Также он входил в редакционную коллегию тольяттинского литературного журнала «Ставрополь-на-Волге — город — Тольятти», занимался вёрсткой журнала, сверстав первые десять номеров лично и ещё пять совместно с редактором издания Владимиром Мисюком. Эпизодически участвовал в формировании редакционного портфеля журнала, предлагая драматургические произведения своих коллег и учеников.
n
В 2001 году Леванов принял участие во французском театральном фестивале «Пассаж» (фр. В Валансе среди произведений российских авторов прошли читки его пьес. Несмотря на подобный любительский подход вскоре центр обрёл известность в театральной среде. «Если признавать, что искусство отражает жизнь, то ничего чистого, доброго и светлого от тольяттинской драматургии ждать нельзя», — прокомментировал увиденное Владислав Флярковский телеканалу «Культура». Были и чисто театральные претензии: отсутствие действия и несценичность. Другие же критики, напротив, увидели прорыв и выход в некое новое театральное измерение. «Тольяттинцы мне нравятся главным образом тем, что у каждого из них есть свой мир. Именно из этого может вырасти современный герой и ощущение нашего времени». Это же повторялось и в дальнейшем. В 2005-2006 годах он принимал участие в режиссёрско-драматургической лаборатории «МестоИмениЯ» в Никольском-Вяземском и Ясной Поляне. В 2006 году — в международной драматургической лаборатории в Паланге (Литва). Тольятти шотландским режиссёром Лорном Кэмпбеллом (англ. Вадим Леванов стал одним из ключевых участников и идеологов российского движения «Новая драма», наряду с М. Угаровым, Е.
n
Греминой, О. Михайловой, А. Казанцевым, Э. Бояковым и Н. К 2007 году среди лидеров фестиваля «Майские чтения» и театрального центра «Голосова, 20» возник конфликт. Также он последовательно развивал международные контакты и проекты театрального центра «Голосова, 20», при этом площадка центра уже не соответствовала ни обширной программе, ни постоянно возраставшему количеству зрителей и требовала значительных вложений в реконструкцию. И в том же 2007 году, вопреки критикам, он организовал первый фестиваль «Новой драмы» в Тольятти, прошедший в рамках большого фестиваля «Колеса» «Театральный круг». В 2008 году в значительной степени стараниями Вадима состоялся самостоятельный полноценный фестиваль «Новая драма. Семинар «Новейшая драма рубежа XX-XXI веков» продолжил существование, хотя и переехал в Самару. Идея создания на базе «Колеса» какой-нибудь экспериментальной площадки, где можно бы было проводить читки или ставить спектакли, также не увенчалась успехом, не встретив поддержки со стороны руководства театра. К тому же, по словам Леванова, он столкнулся с инертностью актёров театра, не желавших делать что-то сверх оговорённого в контракте, заниматься творчеством в личное время.
n
2009 стал годом начала настоящей театральной биографии для пьес Леванова. 2009 на сцене Александринского театра его художественным руководителем Фокиным был представлен спектакль «Ксения. История любви», поставленный по пьесе Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», в 2007 году получившей первый приз международного драматургического конкурса «Евразия». Вообще при постановках Леванов всегда охотно шёл навстречу пожеланиям режиссёров, если возникала потребность в изменениях авторского текста. В свою очередь Леванов рассказывал, что ему очень импонировало уважительное профессиональное отношение режиссёра, плотно работавшего над адаптацией пьесы вместе с ним. Вячеслав Дурненков так писал об этом: «Ставить его начали только в последние годы. Он по-детски радовался афишам, громким именам театров, поездкам за границу. И я очень рад, что у него всё это было: хоть немного, но было. Летом 2011 года у Леванова был обнаружен рак мочевого пузыря 3 степени. «Вадим мечтал пережить Чехова. По воспоминаниям знавших его, Вадим Леванов был харизматичной личностью, интересным, обаятельным человеком, притягивающим к себе людей. В дальнейшем в его жизни постоянно случались различные романы, развивающиеся то последовательно, а то и параллельно.
n
«Оказывается, Вадик был таким бабником! » — сказала одна из его женщин уже после смерти Леванова. При этом каждая считала, что именно с ней у Вадима были самые особые отношения, и она не была для него просто очередной любимой женщиной. Для «новой драмы», по мнению знавших его, Леванов был «иконой стиля» — красив, аристократичен, не терпящий небрежности в одежде и грязи в разговорах. Никогда не жаловался на инвалидность, ни у кого не просил помощи. Позднее о Леванове вспоминали: «Будучи одаренным автором, Вадим создал вокруг себя „кольцо силы“, подчинив интересам драматургии поэтический фестиваль „Майские чтения“. Вокруг него всегда собирались люди, как вокруг гуру… Его творчество весьма многообразно. В нём присутствуют и произведения с явным лирическим началом («Я умею рисовать лодку», «Шар братьев Монгольфье», «Парк культуры имени Горького», «Отель „Калифорния“», «Артемида с ланью»), и пьесы о тяжёлых и страшных реалиях жизни, в центре которых, как правило, дети («Раз, два, три…», «Выглядки», «Мама Смерть»). Леванов хорошо знал русскую речь, городскую, деревенскую и церковную, из-за чего его лексический инструментарий необычайно широк.
n