Лентапедия/Алекперов, Вагит/Полная версия

Параллельно Алекперов получал высшее образование. После окончания института, в 1974-1979 годах, Алекперов продолжал работать в ПО «Каспморнефть»: был старшим инженером-технологом районной инженерно-технологической службы нефтегазодобывающего управления имени А. СМИ писали о том, что в период руководства ПО «Когалымнефтегаз» Алекперов, будучи к том времени членом КПСС, вступил в конфликт с Тюменским обкомом партии. Журнал «Профиль» пояснял, что Алекперов, вопреки указанию партийного руководства, приказал начать строительство жилья в Когалыме для нефтяников не с деревянных бараков, а с кирпичных домов, для чего даже выписал строителей из Прибалтики (тогда «Когалымнефтегаз» как раз сотрудничал с прибалтами в переработке нефти). Отмечалось, что благодаря его стараниям уровень жизни в Когалыме считался едва ли не самым высоким в СССР. После этого назначения многие шутили, что Алекперова перевели в министерство за успешное строительство коммунизма в отдельно взятом сибирском городе. России. В 1990 году, когда British Petroleum организовала визит группы советских нефтяников в Великобританию, Алекперову было поручено подобрать состав делегации. Ее руководителем он назначил себя самого и, по словам работавшего с делегацией сотрудника BP Рондо Фелберга (Rondo Fehlberg), тщательно расспросил менеджеров о том, как создаются нефтяные компании на Западе.

n

По версии газеты The New York Times, именно после возвращения из этой поездки Алекперов занялся проблемой создания вертикально-интегрированной нефтяной компании, то есть такой, которая одновременно занималась бы разведкой, добычей, очисткой и продажей нефти (в рамках советской системы эти функции были разделены). В то время во главе министерства стоял Леонид Филимонов, прежде возглавлявший компанию «Нижневартовскнефтегаз». Утверждалось, что именно в соавторстве с ним Алекперов разработал схему так называемого вертикального интегрирования нефтяных компаний (ВИНК). СССР месторождения Лангепас, Урай и Когалым, а также несколько нефтеперерабатывающих заводов. Тогда же все работники компании получили приватизационные чеки — ваучеры. Считая чеки бесполезными бумажками, многие рабочие охотно соглашались продать их. Подтверждения достоверности информации о том, что Алекперов скупал у рабочих ОАО ваучеры через подставные фирмы, нет, однако известно, что вскоре глава «Лукойла» сосредоточил в своих руках 10,4 процента акций компании. О размерах принадлежавшего ему в тот период пакета Алекперов сообщил лишь в 2002 году, когда акциями «Лукойла» начали торговать на Лондонской фондовой бирже. При этом многих аналитиков финансового рынка удивило, что пакет Алекперова столь мал: сообщалось, что предприниматель предпочел разделить акции компании со значительной группой менеджеров, служащих, инвесторов и рабочих.

n

В результате в 1990-е годы «Газпром», как «газовый монополист», вместе с несколькими нефтяными компаниями обеспечивал до половины всех валютных поступлений в казну. Газета «Совершенно секретно» сообщала, что банк погубил не собственно кризис, а сами «Газпром» и «Лукойл» — главные акционеры банка, причем вполне сознательно. Сообщалось, что будучи держателями самых крупных пакетов акций банка, компании были и самыми крупными его заемщиками. По данным издания, за четыре дня до дефолта «Лукойл» переоформил свою задолженность в векселя, выплаты по которым должны были производиться только через 15 лет. После того, как 22 октября 1999 года согласно указу председателя правительства России Владимира Путина Алекперов вместе с Сергеем Богданчиковым (президентом ОАО НК «Роснефть»), Ремом Вяхиревым (главой «Газпрома»), Михаилом Ходорковским (главой НК «ЮКОС») и Анатолием Чубайсом (главой РАО «ЕЭС России») покинули коллегию, СМИ заявили о конце института цивилизованного лоббизма в России. Однако в апреле 1997 года Алекперов пожалел о том, что купил акции издания: «Известия» перепечатали из французской газеты Le Monde статью о том, что состояние российского премьер-министра Виктора Черномырдина равно пяти миллиардам долларов США.

n

Как утверждала «Новая газета», Черномырдин счел эти сведения порочащими его репутацию и был обижен на Алекперова. Примерно в это же время стало известно, что Федеральная служба налоговой полиции возбудила в отношении «Лукойла» уголовное дело: компании инкриминировались сокрытие доходов и неуплата налогов в особо крупных размерах. Обнаружилось, что эти махинации велись сразу в 18 регионах России. По приблизительным подсчетам налоговых органов, государство потеряло на этой афере не меньше 4,5 миллиарда рублей. Однако после того, как глава «Лукойла» стал первым почетным вкладчиком в созданном первым вице-премьером правительства России Николаем Аксененко резервном фонде (туда Алекперов вложил 1,6 миллиарда рублей — почти втрое меньше, чем насчитали в ФНС), первый заместитель главы правительства сделал так, чтобы расследование «бензиновой аферы» замедлилось. СМИ писали о приобретениях «Лукойла» в сфере медиабизнеса. В августе 1998 года «Лукойл» приобрел 74 процента акций телекомпании «31-й канал» у ее главного акционера «Премьер СВ» (за ним остались 15 процентов телекомпании). Первые лица «Премьера», Сергей Лисовский и Владимир Жечков, остались в совете директоров телекомпании, Алекперов сменил остальной менеджмент и переименовал канал в «М-1» («Московский первый»).

n

Ирэны и Дмитрия Лесневских. На деньги «Лукойла» была создана и компания «Рен-фильм», вошедшая в состав «Рен ТВ». По версии журнала «Эксперт», НК решила избавиться от телекомпании, так как руководство «Лукойла» было недовольно своими отношениями с каналом, стремившимся к информационной независимости. В частности, руководителям НК не понравилось, что по указанию президента «Рен ТВ» Ирэны Лесневской была отключена от эфира информационная служба «ТСН», полностью принадлежавшей «Лукойлу». В конце 1999 года «Лукойл» пришел в Республику Коми. В апреле 2000 года Алекперов объявил о перспективных планах освоения Тимано-Печорского нефтяного месторождения — единственной в России нетронутой крупной нефтегазоносной провинции с прогнозируемыми запасами в 3 миллиарда тонн углеводородов. Президент «Лукойла» пообещал, что за десять лет будет освоено 134 миллиарда рублей, из которых 89 миллиардов рублей будут вложены в нефтедобычу. Однако, вопреки надеждам местных властей, деньги в регион не пришли. Этими приобретениями «Лукойл» укрепил свое лидирующее положение среди российских нефтяных компаний. Объем его нефтедобычи вырос на 13 процентов и достиг 70 миллионов тонн в год, запасы нефти увеличились на 26 процентов, газа — на 78 процентов, а экспорт нефти вырос на 21 процент.

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *