Россия и Казахстан: почему бензин у соседей дешевле? Давайте поговорим о теме, которая, я уверена, волнует многих автолюбителей, особенно тех, кто живет в приграничных с Казахстаном регионах России. Помню, как мой сосед по даче, каждый раз возвращаясь из поездки к родственникам в, ворчал про цены на бензин. «Ну почему, — говорил он, — у них бензин дешевле, а у нас всё дорожает? ». И вот, я решила разобраться, почему же, при кажущихся схожих условиях добычи нефти, цены на бензин в Казахстане ощутимо ниже, чем в России? Давайте вместе заглянем за кулисы ценообразования, проанализировав все факторы, влияющие на стоимость топлива. Начнем с азов. И Россия, и Казахстан — это не просто страны на карте, а крупные игроки на мировой арене углеводородов. Россия, по данным 2021 года, занимает почетное второе место в мире по добыче нефти, выдавая на-гора около 10,8 миллиона баррелей в день. Представьте себе эту цифру. Это целая река «черного золота», и именно поэтому Россия является вторым по величине экспортером этого ресурса.
n
Казахстан, наш южный сосед, тоже не промах. Республика добывает около 1,8 миллиона баррелей в сутки, занимая 12-е место в мировом рейтинге. Интересно, что, несмотря на свои собственные объемы добычи, Казахстан импортирует некоторое количество нефти из России. Ну, знаете, как у соседей — то соль закончилась, то сахар. Это вполне обычная практика, и здесь нет ничего удивительного. А вот тут начинается самое интересное, то, что заставляет чесать в затылке многих водителей. Давайте перенесемся на пару лет назад, потому что ситуация, в принципе, не изменилась и к 2025 году. В России, по состоянию на 2023 год, средняя цена на 95-й бензин составляла примерно 52 рубля за литр (в 2025 году может стоить уже 64 рублей), а дизельное топливо — около 58 рублей. А что у наших соседей? В Казахстане литр 95-го бензина, если перевести в рубли, стоил около 45 рублей (в 2025 году его стоимость может составлять около 49 российских рублей), а дизель — примерно 59 рублей.
n
Получается, что бензин в Казахстане был дешевле, чем в России, примерно на 13,5%, а вот дизельное топливо стоило практически одинаково. И это, конечно, вызывает вопросы, особенно у наших соотечественников, живущих в приграничных областях, которые постоянно видят эту разницу на ценниках заправок. В мировом рейтинге цен на бензин, Россия и Казахстан на июль 2023 года занимали 10-е и 16-е места соответственно, что говорит о вполне доступных ценах, но разница между этими двумя странами все равно остается ощутимой. Как же так получается? Чтобы разгадать эту загадку, нужно заглянуть внутрь процесса ценообразования. Из чего же складывается цена за литр бензина? Давайте разберем ее на составляющие. Стоимость сырья (добыча нефти). Это не та цена за баррель, которую мы видим на мировых рынках, а именно затраты на добычу нефти на внутреннем рынке. Сюда входят расходы на геологоразведку, бурение скважин, зарплаты рабочим и прочие производственные моменты. В Казахстане доля сырья в цене топлива составляет 31%, а в России — всего 12%. Это уже первое, довольно значительное отличие.
n
Переработка нефти. После добычи нефть нужно превратить в готовое топливо. Затраты на переработку в Казахстане составляют 19% от цены, а в России — 6%. Видите, разница опять есть. Транспортные расходы. Это затраты на доставку нефти от месторождения до нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), а затем от НПЗ до автозаправочных станций (АЗС). Содержание АЗС. Работа автозаправочных станций — это тоже расходы: электричество, ремонт оборудования, зарплата персонала, и даже расходы на строительство новых АЗС. Торговая надбавка. Это прибыль нефтяных компаний. В Казахстане она составляет около 2%, а в России — около 5%. И, вопреки распространенному мнению о «жадных монополистах», 5% — это достаточно скромный показатель. Налогообложение. И вот тут, как говорится, «собака зарыта». В обеих странах в цене на топливо заложено три налога. Но вот их размеры и составляют основную разницу. В Казахстане это: НДС (12%), налог на добычу полезных ископаемых (до 9%) и акциз (15%). А в России: НДС (20%), акциз (20%) и налог на добычу полезных ископаемых (около 31%). В итоге, в Казахстане налоги составляют 36% от цены топлива, а в России — целых 71%!
n