Игорь Юрьевич Артемьев родился 27 ноября 1961 года в городе Ленинграде. Отец — рабочий, мать — инженер. В 1978 году Артемьев поступил на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета. В 1983 году поступил в аспирантуру при кафедре анатомии и физиологии биологического факультета Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена. В 1986-1990 годах Артемьев работал ассистентом кафедры анатомии и физиологии Ленинградского государственного педагогического института. В марте 1990 года при поддержке общественного движения «Демократические выборы — 90» был избран депутатом Ленсовета, где возглавил постоянную комиссию по экологии и коммунальному хозяйству. В 1994 году Артемьев был избран в законодательное собрание Санкт-Петербурга от объединения «Любимый город». В июне 1996 года после избрания Владимира Яковлева на пост губернатора Санкт-Петербурга Артемьев был назначен на должность первого вице-губернатора, председателя комитета финансов администрации города. В январе 1999 года Артемьев ушел в отставку в соответствии с решением партии «Яблоко» о разрыве политического союза с губернатором Яковлевым. В феврале 1999 года был избран заместителем председателя «Яблока», а также возглавил Фонд экономических и политических исследований «ЭПИЦентр — Санкт-Петербург».
n
30 октября 1999 года Артемьев был выдвинут кандидатом на пост губернатора Санкт-Петербурга на досрочных губернаторских выборах в декабре 1999 года. 19 декабря 1999 года Артемьев был избран депутатом Государственной Думы РФ по федеральному списку партии «Яблоко». 10 марта 2004 года Артемьев был назначен руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ. Вскоре после того, как Артемьев возглавил ФАС, ведомство начало разрабатывать новый закон «О защите конкуренции». Главной целью закона Артемьев считал возможность «оказывать влияние на поведение крупных компаний», что позволит ФАС бороться с так называемыми картельными сговорами. В мае 2007 года Артемьев заявил, что его ведомство в рамках борьбы с картельными сговорами намерено сконцентрироваться на сфере потребительского кредитования. В том же году Артемьев выступил против сделки по объединению энергетических активов «Газпрома» и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), поскольку она, по его мнению, могла стать «второй попыткой монополизации энергетики». Однако, в соответствии с законом о конкуренции ФАС не могла запретить это объединение (у «Газпрома» не было угольных активов). Между тем создание монополий само по себе не всегда встречало противодействие со стороны ведомства, возглавляемого Артемьевым.
n
Так, в январе 2007 года ФАС объявило о том, что не станет препятствовать сделке по созданию алюминиевого монополиста в России (им стала объединенная компания РусАл, созданная путем слияния РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов швейцарской компании Glencore). Приветствуя создание компании-монополиста, Артемьев заявил, что «объединение трех компаний будет означать появление первой российской транснациональной корпорации… Артемьев сохранил за собой пост главы ФАС и после того, как президентом страны стал Дмитрий Медведев, а правительство возглавил его предшественник Владимир Путин. Летом 2008 года Артемьев упоминался в прессе в связи с подготовленным ФАС докладом правительству. В нем глава ведомства назвал госкорпорации, естественные монополии, картели и антиконкурентные действия власти главной угрозой конкуренции в России (информация о реакции правительства и самого главы кабинета не публиковалось). Осенью того же года Артемьев на расширенном заседании коллегии ФАС России представил новую редакцию 178 статьи Уголовного кодекса, в которой бы предусматривалось наказание за картельные сговоры в виде лишения свободы на срок до восьми лет.
n
Неоднократно в «картельном сговоре» Артемьев обвинял нефтедобывающие компании страны. В августе 2008 года он объявил о том, что ФАС может возбудить новые дела против «Лукойла», «Газпром нефти», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР, если те добровольно не снизят цены на нефтепродукты, включая бензин и авиакеросин. В начале 2009 года Артемьев как глава созданного в Москве штаба по координации деятельности, направленной на выявление антиконкурентных действий участников топливного рынка, руководствуясь данными январского мониторинга цен на нефтепродукты в России, рассказал, что они были искусственно завышены. «Ни одно моторное топливо в России, кроме 98-го бензина, не должно стоить за 20 рублей», — заявил он в феврале того же года. В том же месяце он сообщил о том, что ФАС была выявлена 251 компания, продающая топливо в розницу с нарушением антимонопольного законодательства. Впоследствии, несмотря на попытки нефтяных компаний опротестовать решения ФАС в судах, ведомству Артемьева удалось добиться выплаты крупных штрафов. 9 февраля 2011 года ФАС возбудила новые дела против «Газпром нефти», «Лукойла» и «Роснефти», связанные с необоснованным ростом цен на топливо.
n