26 июля 1928, Манхэттен, США — 7 марта 1999, Хартфордшир, Великобритания) — американский и британский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, кинооператор и фотограф. Считается одним из величайших режиссёров всех времён, почти все его картины являлись экранизациями романов или рассказов, охватывали множество жанров и получили признание благодаря пристальному вниманию к деталям, новаторской операторской работе, масштабным декорациям и чёрному юмору. Родился и вырос в Нью-Йорке и с юных лет проявлял живой интерес к литературе, фотографии и кинематографу; после окончания школы он начал самостоятельно изучать все аспекты кинопроизводства и режиссуры➤. 1940-х — начале 1950-х годов начал снимать малобюджетные короткометражные фильмы➤ и в 1956 году снял свой первый крупный голливудский фильм «Убийство» для «United Artists». В 1961 году режиссёр покинул Соединённые Штаты Америки из-за эскалации преступности в стране, а также творческих разногласий с Дугласом и киностудиями, и поселился в Англии, которую покидал лишь несколько раз. В 1978 году он переехал в поместье Чайлдуикбери вместе со своей женой Кристианой Кубрик, где жил и работал до своей смерти➤. Это позволило ему получить почти полный художественный контроль над своими фильмами.
n
Будучи перфекционистом, взявшим на себя непосредственный контроль над большинством аспектов своей режиссёрской деятельности, Кубрик приобрёл широкий опыт в написании сценариев, монтаже, цветокоррекции, продвижении и демонстрации фильмов. Он был известен благодаря своей кропотливой работе над фильмами и постановками сцен, осуществляемыми в тесном сотрудничестве с актёрами, съёмочной группой и другими членами команды➤. Он часто просил сделать несколько десятков пересъёмок одного и того же отрывка в фильме, что часто сбивало с толку и расстраивало его актёров. Несмотря на отрицательную критику, многие его фильмы в наше время считаются великими и знаковыми. Научный реализм и инновационные спецэффекты в его научно-фантастической эпопее «Космическая одиссея 2001 года» (1968) стали первыми в истории кино, а сам фильм принёс ему единственную премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты»➤. Так режиссёр Стивен Спилберг назвал «Космическую одиссею 2001 года» «большим прорывом» своего времени, при этом сейчас этот фильм считается одной из величайших, когда-либо созданных картин в истории➤. Хотя некоторые фильмы Кубрика вызывали споры и поначалу получали неоднозначные отзывы после выхода на экраны, большинство из них были номинированы на премии «Оскар», «Золотой глобус» или BAFTA, а также подвергались ретроспективной переоценке со стороны критиков.
n
В 1999 году кинорежиссёр умер от сердечного приступа в своём поместье в возрасте 70 лет➤. Различные режиссёры и деятели искусства впоследствии восхваляли Кубрика за его режиссёрские приёмы работы с камерой и освещением и заявляли, что именно Стэнли вдохновлял их на работу в кинематографе➤. Стэнли также была посвящена награда «Британия» и переименована в «премию „Британия“ имени Стэнли Кубрика». В его честь устраивались различные выставки и концерты. Он также активно упоминался в массовой культуре, при этом Международный астрономический союз назвал его именем одну из гор спутника Плутона➤. Когда Стэнли исполнилось 12 лет, отец научил его играть в шахматы. Когда ему было 13 лет, отец купил ему камеру Graflex, и благодаря этому Стэнли увлёкся фотографией. Они участвовали в многочисленных фотографических проектах, в рамках которых разыскивали на улицах интересные объекты для съёмки, а также проводили время в местных кинотеатрах, изучая кинофильмы. Он окончил школу в 1945 году, но плохие оценки в сочетании со льготами на поступление в колледж для солдат, вернувшихся со Второй мировой войны, лишили его всякой надежды на высшее образование.
n
Позже Кубрик пренебрежительно отзывался о своём образовании и об американском школьном образовании в целом, утверждая, что школы недостаточно стимулируют у учащихся критическое мышление и интерес к знаниям. Во время обучения в средней школе Стэнли был избран официальным школьным фотографом. 26 июня 1945 года и принесла ему 100 долларов США. В 1946 году стал стажёром-фотографом в Look, а затем получил штатную должность. Уоррен Шлоат-младший, ещё один новый фотограф журнала в то время, вспоминал, что, по его мнению, Кубрику не хватало индивидуальности, чтобы стать полноценным режиссёром в Голливуде: «Стэнли был тихим парнем. Сюжеты фотографий Кубрика быстро принесли ему известность. Уже его первая фотография, опубликованная 16 апреля 1946 года под названием «Короткий рассказ с балкона кинотеатра» (англ. В другом проекте молодой фотограф сделал 18 снимков различных людей, стоящих в очереди в стоматологический кабинет. В 1948 году Кубрика отправили в Португалию для сбора документального материала об этой стране, а позже в том же году он готовил репортажи о цирке «Ringling Bros. Будучи любителем бокса, Стэнли фотографировал боксёрские матчи.
n
2 апреля 1949 года он опубликовал в Look фотоэссе «Chicago — City of Extremes» (с англ. В июле 1950 года, журнал опубликовал его фотосюжет «Работница из высшего света — Betsy von Furstenberg» (с англ. 28 мая 1948 года Стэнли женился на своей школьной подруге Тобе Метц. В это же время Кубрик начал часто посещать киносеансы в Музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка. Друзья Стэнли начали замечать, что он стал одержим искусством кинематографа. Стэнли много часов проводил за чтением книг по теории кинематографа и написанием заметок. », Стэнли узнал, что создание полноценного короткометражного фильма может обойтись в 40 тыс. Look годом ранее. В 1951 году он взял напрокат камеру и снял 16-минутную чёрно-белую ленту «День схватки». По словам Пола Дункана, проект был «удивительно совершенным для первого фильма». Вдохновившись этим успехом, Стэнли бросил работу в Look и стал посещать профессиональных кинематографистов в Нью-Йорке, задавая им много вопросов о технических аспектах кинопроизводства. В 1951 году Стэнли приступил к съёмкам документального фильма «Летающий падре» (изначально картину планировалось назвать «Небесный пилот», англ.
n