Столкновение над Загребом

Столкновение над Загребом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 10 сентября 1976 года. В небе над Югославией (ныне Хорватия) близ Врбовеца и над радиомаяком Загреба столкнулись авиалайнеры HS-121 Trident 3B авиакомпании British Airways (рейс BE476 Лондон-Стамбул, позывной — Bealine 476) и McDonnell Douglas DC-9-31 авиакомпании Inex-Adria Aviopromet (рейс JP550 Сплит-Кёльн, позывной — Adria 550). В катастрофе погибли 177 человек — все находившиеся на обоих самолётах 176 человек (63 на Trident 3B (54 пассажира и 9 членов экипажа) и 113 на DC-9 (108 пассажиров и 5 членов экипажа)) и 1 человек на земле. На момент событий (на 1976 год) это было крупнейшее по числу жертв столкновение самолётов в воздухе. Также эта авиакатастрофа остаётся крупнейшей на Балканском полуострове, а также в истории авиакомпании British Airways (не считая её предшественниц). HS-121 Trident 3B (регистрационный номер G-AWZT, серийный 2320) был выпущен в 1972 году (первый полёт совершил 26 мая). 1 апреля 1974 года перешёл в авиакомпанию British Airways. Командир воздушного судна (КВС) — 44-летний Деннис В. Танн (англ.

n

Второй пилот — 29-летний Брайан Э. Хельм (англ. Brian E. Helm). Опытный пилот, проработал в авиакомпании British Airways 7 лет и 6 месяцев (с 24 февраля 1969 года). Бортинженер — 24-летний Мартин Дж. Флинт (англ. Martin J. Flint). Проработал в авиакомпании British Airways 3 года и 5 месяцев (со 2 апреля 1973 года). Дэвид Дж. Крук (англ. 33 года — старший бортпроводник. В British Airways с 29 марта 1965 года. Лоуренс Дж. О’Киф (англ. 30 лет. В British Airways с 13 апреля 1970 года. Энн П. Уолли (англ. 32 года. В British Airways с 7 марта 1966 года. Рона Годдард-Кроули (англ. Rona Goddard-Crawley), 31 год. В British Airways с 12 апреля 1966 года. Дженнифер Д. Мандэй (англ. Рут У. Педерсен (англ. 26 лет. В British Airways с 28 февраля 1972 года. McDonnell Douglas DC-9-31 (регистрационный номер YU-AJR, заводской 47649, серийный 741) был выпущен в 1974 году (первый полёт совершил 2 июля под тестовым б/н N54638).

n

5 марта 1976 года был передан авиакомпании Inex-Adria Aviopromet. Оснащён двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT8D-9A. Командир воздушного судна (КВС) — 51-летний Йоже Крумпак (словен. Управлял самолётами Douglas DC-6 и Douglas DC-8. Налетал 10 157 часов, свыше 3250 из них на McDonnell Douglas DC-9. Второй пилот — 29-летний Душан Ивануш (словен. Управлял самолётом Convair CV-440. Налетал 2951 час, 1583 из них на McDonnell Douglas DC-9. Лидия Офентавшек (словен. Lidija Ofentavšek), 29 лет — старшая стюардесса. Мойца Сила (словен. Mojca Sila), 23 года. Елка Жагар (словен. Jelka Žagar), 24 года. 9 членов экипажа и 54 пассажира. После вылета лайнер занял эшелон FL330 (33 000 футов или 10 000 метров) и далее летел на автопилоте на юго-восток. В небе над Загребом сходились несколько воздушных коридоров, в том числе из Западной Европы в Южную, а также на Ближний Восток и Северную Африку. Также, для удобства, воздушное пространство было поделено на три сектора: нижний (до 7620 метров), средний (от 7620 до 9448 метров) и верхний (выше 9448 метров).

n

Но при таком оживлённом движении самолётов в центре УВД Загреба ощущалась острая нехватка авиадиспетчеров, которых там работало всего 30 человек, хотя должно было быть вдвое больше. В результате авиадиспетчеры работали по 12 часов. Помимо этого, установленный в 1973 году радар так и не был откалиброван и давал показания с ошибкой до 300 метров. В таких условиях за предыдущие 5 лет в небе над Загребом произошли 32 опасных сближения самолётов, которые чуть было не закончились авиакатастрофами, из-за чего 2 авиадиспетчера были уволены. В результате руководство попросту начало закрывать глаза на постоянные опоздания сотрудников и их отсутствие на рабочих местах. 10 сентября 1976 года в 06:00 на работу заступила утренняя смена авиадиспетчеров под началом 43-летнего Юлио Дайчича (хорв. Верхним сектором руководил 28-летний авиадиспетчер Градимир Тасич (хорв. 29-летний Младен Хохбергер (хорв. В отличие от остальных своих коллег по смене, отдохнувших перед работой, Тасич работал уже третью смену подряд без перерыва. Через 4 часа после начала их работы, в 10:00, Хохбергер ушёл искать пропавшего сменщика (34-летнего Ненада Тепежа (хорв.

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *