Альфре́до Джеймс Пачи́но (англ. Alfredo James Pacino; род. На протяжении более чем пяти десятилетий остаётся одной из самых значимых фигур в мировом кинематографе, театре и на телевидении. Его имя стало олицетворением актёрского гения, а проникновенные, мощные роли, наполненные невероятной эмоциональной глубиной, закрепили за ним репутацию живого классика. Пачино принадлежит к редкой категории артистов, удостоенных так называемой «тройной короны актёрского мастерства» — престижного достижения, включающего «Оскар», «Эмми» и «Тони». Помимо этого, его невероятный талант был отмечен множеством других наград: четырьмя «Золотыми глобусами», премией BAFTA, двумя наградами Гильдии киноактёров, а также почётными премиями — Сесиля Б. Де Милля, Американского института киноискусства за жизненные достижения, Национальной медалью искусств и премией Центра Кеннеди. Путь Пачино к славе начался с театральных подмостков, где он быстро зарекомендовал себя как выдающийся исполнитель, получив две премии «Тони» — за роли в спектаклях «Носит ли тигр галстук? » (1977). Однако настоящий переворот в его карьере произошёл в 1972 году, когда он воплотил на экране образ Майкла Корлеоне в легендарной картине Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец».
n
Эта роль не просто принесла ему всемирную известность, но и переопределила представление о киногерое, сделав моральную двусмысленность и внутренние конфликты ключевыми элементами драматургии. Продолжение саги, «Крёстный отец 2» (1974), лишь укрепило его статус как мастера перевоплощения. В тот же период Пачино создал ещё две знаковые роли — бескомпромиссного полицейского Фрэнка Серпико в одноимённом фильме Сидни Люмета (1973), принёсшем ему первый «Золотой глобус», и отчаянного грабителя Сонни Ворцика в «Собачьем полдне» (1975), ставшем одним из символов «Нового Голливуда». Будучи приверженцем метода Ли Страсберга, Пачино строит свои роли на сочетании глубокого психологизма и выразительной физической пластики. Этот подход позволил ему создать целую галерею незабываемых персонажей, каждый из которых оставил след в культуре. Его Тони Монтана в «Лице со шрамом» (1983) Брайана Де Пальмы превратился в архетип трагического аутсайдера, рвущегося к вершинам любой ценой. Роль слепого подполковника Фрэнка Слэйда в «Запахе женщины» (1992) принесла ему долгожданного «Оскара» за лучшую мужскую роль, а Карлито Бриганте в «Пути Карлито» (1993) стал воплощением обречённого романтизма.
n
Пачино никогда не боялся экспериментировать, расширяя границы своего творчества. Он с успехом играл в шекспировских адаптациях («Венецианский купец», 2004), появлялся в блокбастерах («Тринадцать друзей Оушена», 2007), покорял телевидение, получив «Эмми» за роли Роя Кона в «Ангелах в Америке» (2003) и Джека Кеворкяна в «Вы не знаете Джека» (2010). Параллельно он пробовал себя в режиссуре, сняв документальный фильм «В поисках Ричарда» (1996), а также художественные ленты «Китайский кофе» (2000) и «Саломея Уайльда» (2011). С 1994 года он является сопрезидентом нью-йоркской Актёрской студии, передавая опыт молодым актёрам. « Я выступал с самого детства. Мама водила меня в кино с трёх-четырёх лет. Днём она работала на фабрике, а вечером её единственной компанией был я. Так что мы ходили в кино вместе. Она и не знала, что дарит мне будущее. Меня сразу заворожили актёры на экране. У меня не было друзей во дворе, телевизора тоже, так что я только и делал, что переживал увиденное в кино.
n
Я разыгрывал всех персонажей по очереди в нашей квартире. Так я рано научился дружить с собственным воображением. Аль Пачино родился 25 апреля 1940 года в нью-йоркском районе Восточный Гарлем на Манхэттене. Он стал единственным ребёнком в семье сицилийских иммигрантов во втором поколении — Сальваторе Альфредо Пачино (1922-2005) и Розы, урождённой Джерард (1918-1962). Корни его отца тянулись в небольшой городок Сан-Фрателло, а мать происходила из семьи выходцев из Корлеоне. Однако семейное благополучие оказалось недолгим: когда мальчику не исполнилось и двух лет, его родители расстались. Детство будущего актёра было непростым, наполненным неустроенностью и постоянными переездами. Отец почти не участвовал в жизни сына, лишь выплачивая мизерные алименты — пять долларов в месяц, которых едва хватало на самое необходимое. Жизнь в доме бабушки и дедушки по материнской линии была шумной и многолюдной. Их квартира на последнем этаже шестиэтажного дома, где аренда стоила дешевле, напоминала переполненный улей: в трёх небольших комнатах ютились шесть-семь человек. У маленького Альфредо не было ни собственного уголка, ни даже отдельной кровати — долгое время он спал между бабушкой и дедушкой.
n