«2, 3, до 4 рублей доходило. Но никак не 9 рублей! «До повышения цены солярка нам обходилась в 60 рублей за литр, а сейчас она 69 рублей. Практически на 9 рублей литр подорожал», — комментирует ситуацию с ценами на топливо директор МУП города Казани «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин. Предыдущего такого подорожания он не припоминает. Рост цен на бирже с начала сентября никак не удается остановить, хотя власти уже запретили экспорт, облегчили импорт, разрешили применять запрещенные добавки и изменили правила биржевых торгов. Других серьезных инструментов, чтобы повлиять на рынок, и нет. После «передышки» в связи с завершением сельхозработ в ноябре может пойти новая волна роста цен. Осложняют ситуацию ремонты НПЗ. В Нижнекамске появились случаи, когда топлива на АЗС попросту нет. «Меры приняты, а цены растут», — негодовал президент РФ Владимир Путин в сентябре 2023 года на совещании с кабмином. Глава государства тогда устроил публичный «разбор полетов» из-за подорожания бензина и недоумевал, почему даже запрет экспорта не помог.
n
Потребителя мало волнует, почему растут цены, отмечал российский лидер и призывал «плотнее» работать с нефтяными компаниями. Нынешней осенью топливный рынок «штормит» не меньше, а тезис президента стал вновь актуальным. Целый набор мер уже принят, но цены продолжают упорно расти день за днем. Накануне стоимость АИ-92 на Петербургской бирже побила рекорд в 16-й раз за год. Исторические максимумы обновляются пятый день подряд. Да, рост цен может быть небольшим, на 1-2 копейки, но ведь он не останавливается, не говоря уже о снижении стоимости. Неделю назад, на совещании Путина с кабмином, ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов обсудили, но как-то мимоходом, ближе к концу. Минэнерго РФ заодно рассказало и о подготовке к отопительному сезону, и о модернизации электроэнергетической инфраструктуры. Отчет главе государства строился вокруг того, какие меры уже приняты, чтобы насытить рынок топливом, а о росте цен на бирже не сказали. Но если текущая тенденция сохранится, новый «ковер» у президента — конкретно по ценам на топливо — совсем не исключен. Стабилизировать топливный рынок власти пытаются с начала осени, но пока он никак не успокоится.
n
Судя по утечкам в прессе, регулярно собирается штаб под руководством вице-премьера РФ Александра Новака, где обсуждают и принимают новые меры. 4 сентября. Минэнерго вместе с нефтяными компаниями изменило график плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов с тем, чтобы увеличить объемы поставок бензинов на внутренний рынок. 8 сентября Петербургская биржа ужесточила правила торгов бензинами. 0,01% / -20% от текущей рыночной цены. 23 сентября. Были ужесточены правила торгов дизельным топливом. 30 сентября. Продление запрета на экспорт бензина из России до конца года, за исключением поставок по межправительственным соглашениям. Ограничение экспорта дизтоплива, исключение — нефтеперерабатывающие заводы. 30 сентября. Обнуление таможенных пошлин на ввоз топлива в Евразийский экономический союз (ЕАЭС, включая Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию) до 30 июня 2026 года включительно. 1 октября. Обнуление ввозных таможенных пошлин в размере 5% на импорт бензина в РФ из Китая, Южной Кореи и Сингапура через определенные пункты пропуска на Дальнем Востоке. Увеличение импорта из Беларуси. Разрешение на использование монометиланилина — октаноповышающей присадки, которая применяется для увеличения детонационной стойкости бензина и ранее была запрещена из-за экологических требований.
n
9 октября. Доработка механизма биржевых торгов с созданием отдельной торговой секции для продаж нефтепродуктов. Нефтяные компании обязали отправлять на переработку не менее 40% сырья и поставлять готовый продукт на внутренний рынок. Поручено ускорить железнодорожные перевозки нефтепродуктов, в том числе путем сокращения времени оборота цистерн. Но в этой хронике можно упомянуть и еще одно решение. 12 октября президент России ввел мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу. Суть демпфера в том, что при росте мировых цен на топливо государство доплачивает нефтяникам, чтобы они поставляли продукцию на внутренний рынок. Если продавать топливо за рубеж выгоднее, чем внутри страны, власти компенсируют нефтяным компаниям разницу с экспортом. Но если внутренние цены на топливо становятся выше определенных значений, то демпферные выплаты обнуляются. И вот это обнуление теперь убрали. Тем самым сняли и механизм, который сдерживал цены на внутреннем рынке, отмечал в беседе с РБК профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве России Михаил Юмаев.
n