Стоимость — что это? Стоимость — денежный эквивалент товара или услуги. С помощью этой величины можно определить ценность товара или услуги для общества. Стоимость тем выше, чем больше труда и ресурсов вложено в создание продукта. При этом стоимость будет напрямую зависеть от состояния рынка и экономики. Только применение комплексного подхода и понимание конъюнктуры даёт возможность просчитать стоимость и цену, чтобы получить прибыль. Пример расчёта стоимости: Галина решила продавать на маркетплейсах свечи ручной работы. Для этого она закупила оптом партию баночек, парафина, фитилей и отдушек, а также лент и коробок для оформления. В общей сложности Галина потратила шесть тысяч рублей. Работать Галина запланировала по 4 часа в день. Её рабочий стол стоит у окна, поэтому света достаточно, так что затраты на электричество сюда входить не будут. В итоге за 20-часовую рабочую неделю Галина сделала партию свечей в количестве восьмидесяти штук. 75 рублей. Если бы для создания продукции Галина наняла мастера, то стоимость выросла бы с учётом его заработной платы. На маркетплейсах похожие свечи продаются по цене от 300 до 650 рублей за штуку.
n
Значит, расчёты Галины на прибыль оказались верны. 1. Понимание стоимости позволяет определить адекватную цену на товар или услугу. 2. Имея рассчитанную стоимость, можно принимать обоснованные решения в бизнесе и взвешенно управлять ресурсами. 3. Зная стоимость продукта, можно рассчитать прибыль и спланировать дальнейшее развитие. 4. Активное участие в ценообразовании позволяет уверенно конкурировать на рынке. 5. Грамотное ценообразование на основе рассчитанной стоимости даёт возможность активно развивать бренд и завоёвывать симпатию и лояльность покупателей. Релевантная стоимость товаров и услуг — фундамент ценообразования и конкуренции на рынке. 1. Рыночная стоимость: отражает наиболее вероятную цену, за которую товар или услуга будут проданы на рынке в условиях текущей конкуренции. На примере Галины, это средняя стоимость свечи на рынке, которой она будет придерживаться для своего магазина. 2. Инвестиционная стоимость: стоимость имущества предпринимателя или компании в рамках текущих инвестиционных целей. У Галины — это стоимость уже изготовленных свечей, материал, который у неё остался, и деньги, которые она отложила для закупки нового сырья. 3. Ликвидационная стоимость: деньги, которые можно получить, в случае если товар или компанию придётся продавать не в рынке.
n
Например, Галина передумала торговать свечами. Она нашла покупателя и продала ему свои свечи все сразу. При этом стоимость свечи будет, скорее всего, равна себестоимости, но при этом существенно ниже рыночной. 4. Утилизационная стоимость: деньги, которые удастся выручить, если продолжать продавать товар нет смысла или возможности. Например, Галина использовала технологию изготовления, которая сильно устарела. Она радикально меняет подход и закупает другое оборудование, а старое продаёт по его утилизационной стоимости. 5. Восстановительная стоимость: наиболее вероятная стоимость после переоценки объекта. Например, Галина модернизировала свой старый воскоплав для свечей, который после всех манипуляций стал стоить на 15% дороже своей изначальной цены. 6. Специальная стоимость: дополнительная по отношению к рыночной стоимости. Возникает за счёт различного рода связей между объектами. Например, Галина решила продавать свечи наборами. Специальная стоимость при этом — стоимость набора. 7. Трудовая стоимость: она отражает затраты рабочей силы, времени и средств на производство товара. 8. Потребительская: даёт представление об уровне пользы товара или услуги. 9. Субъективная: отражает уровень пользы относительно каждого конкретного клиента.
n
10. На базе издержек: включает все затраты и издержки на изготовление и реализацию товара. Для бизнеса наиболее важна рыночная стоимость, так как она позволяет оценить предложение и спрос, а также рассчитать релевантную цену для продукта. Часто эти два понятия приравниваются. Но разница всё же есть. Стоимость — цена, за которую товар или услугу можно купить или продать. Стоимость — понятие общее и относится как к затратам, так и к доходам. Себестоимость — все затраты, которые понадобились для производства и реализации товаров и услуг. Себестоимость — только про затратную часть. Когда стоимость равна себестоимости, прибыли — нет. Если себестоимость больше, то предприятие убыточное, а если меньше, то разница будет составлять прибыль без учёта издержек. Стоимость — величина фактическая. На изготовление свечи Галина в любом случае потратит определённое время и ресурс. Цена — цифра относительная и означает тот денежный эквивалент, который предприниматель хочет получить за свой продукт. То есть стоимость одной свечи 75 рублей, а вот её цену Галина может поставить любой. Чем больше разница между стоимостью и ценой, тем выше прибыль.
n
Но здесь тоже есть нюанс. Взять цену с потолка не получится ввиду законов ценообразования. Напрямую или косвенно цена зависит от огромного количества обстоятельств. Более подробно мы писали о ценообразовании здесь. Эти факторы влияют на формирование ценовых минимумов и максимумов и обеспечивают рентабельность и прибыльность предприятия. Если их учитывать, можно выполнить желания даже самых привередливых потребителей. 1. Целеполагание. Нужно понять, для чего закладывается ценовой уровень: быстро занять нишу на рынке, обойти конкурентов или что-то другое — в каждом конкретном случае стратегия будет отличаться. 2. Поиск сильных сторон продукта. Важно изучить товар со всех сторон, чтобы сформулировать уникальное торговое предложение. Это позволит максимально заинтересовать аудиторию. 3. Анализ и сегментирование целевой аудитории. Даже лучшее предложение нужно адаптировать под разные запросы. Одними словами и инструментами разным людям товар не продать. 4. Исследование спроса. Изучение запросов и анализ ниши даёт понимание потребностей аудитории. Купальники в осеннем Петербурге будут продаваться значительно хуже, чем в летней Астрахани. 5. Подсчёт расходов. На данном этапе нужно максимально просчитать все возможные затраты на производство, доставку, хранение, рекламу и прочие аспекты бизнеса. Предусмотреть абсолютно всё сложно, но максимально точный расчёт убережёт дело от убытков. 6. Сравнение с конкурентами. Ручной или автоматизированный анализ цен конкурентов помогает определить ценовую вилку в нише. 7. Выбор подхода к ценообразованию. Нужно определить, каким методом достигать поставленных целей. 8. Создание системы привлечения клиентов. Система скидок, программа лояльности, акции и бонусы — всё это улучшает репутацию бренда. Для премиум и люкс-сегмента существуют свои инструменты, цена для данных клиентов не приоритетный критерий выбора. Иногда возникает ощущение, что цены на те или иные товары сгенерированы случайно. На самом деле на стоимость и конечную цену товаров и услуг оказывает влияние большое количество факторов. Зная и учитывая их в своём бизнесе, можно получать стабильную прибыль.
n