Март 1918 г. Баку

В истории Азербайджана XX века этот год, пожалуй, самый значимый в силу стремительно чередующихся событий — как знаменательных, так и трагических, — каждое из которых могло бы стать и отчасти стало судьбоносным дляаз ербайджанского народа. Вершиной этих событий, безусловно, являетсяд ата 28 мая 1918 года — провозглашение государственной независимости Азербайджана. Последующие важнейшие исторические события — освобождение Баку объединенными турецкоазербайджанскими силами 15 сентября 1918 г. и вступление Азербайджанского правительства в Баку, образование Азербайджанского Парламента 7 декабря 1918 г., и, наконец, признание законности власти Азербайджанского правительства со стороны командованияС оюзных войск в Закавказье и Английским Правительством 28 декабря 1918 г. — заложили основу для построения первого демократического строяна всем Востоке и первой национальной государственности азербайджанцев — Азербайджанской Демократической Республики. Но столь знаменательным событиям 1918 года предшествовали не менее значительные кровавые события, обернувшиеся всеобщей трагедией длявс его азербайджанского народа и поставившие под сомнение само его существование. Мартовские события 1918 г. в Баку стали началом этой кровавой цепи.

n

Так, в течении нескольких мартовских дней мирное мусульманское — азербайджанское население города и его окрестностей подверглось невиданной и страшной карательной акции — резне, избиению, пленению, грабежам, одним словом уничтожению всего и вся, со стороны люто бесчинствующих большевистско-дашнакских вооруженных сил. Начавшиеся, на первый взгляд, со случайного инцидента с пароходом «Эвелина», или же провокационного обстрела небольшого отряда Красной Армии, исполнители которого так и остались неизвестны, мартовские события, безусловно имели глубокие корни и причины. С началом первой мировой войны, особенно после февральской революции 1917 г. и развала Российской Империи, на Кавказе обострились и столкнулись интересы мировых держав, участвовавших в войне. Одновременно перед кавказскими народами открывались большие возможности для реализации своих политико-национальных идеалов и стремлений. Следует признать: в результате многолетней целенаправленной работы, армянским идеологам удалось добиться включения «вопроса армянской государственности» в планы западных стран и России относительно будущности Южного Кавказа. Права грузин на создание своей государственности также не оспаривались. При этом самое многочисленное на Южном Кавказе азербайджанское население не удосуживалось внимания ни западных держав, ни тем более, российских политических сил, которые вообще считали нефтяной Баку не азербайджанским городом.

n

В такой, крайне не выгодной для азербайджанцев ситуации, вступление на политическую арену Кавказа партии «Мусават», пользующейся поддержкой подавляющего большинства азербайджанских масс, не могло не вызвать тревогу как большевиков, проповедующих идеи классовой борьбы и претендующих на власть во всех бывших российских владениях, в том числе на Кавказе, так и армянских националистов, которые определяя гипотетическое пространство будущего армянского государства в регионе, включали в его состав обширные исторические земли Азербайджана. Созданная в 1911 г. в обстановке строжайшей конспирации национально-демократическая партия «Мусават» после февраль- ской революции 1917 г., на волне национального подъема на всей территории Российской Империи, вышла из подполья и в течении кратчайшего времени из малочисленной политической организации превратилась в наиболее массовую и ведущую национальную силу Азербайджана. Растущий авторитет и успехи этой национальной политической партии азербайджанцев вынуждены были признавать даже самые непримиримые ее противники. Так, руководитель Бакинского Совета С.Шаумян констатировал, что «С самого начала самая слабая политическая партия в Закавказье- «Мусават», которая сорганизовалась во время этой революции, которая не имела никаких организаций, никаких партийных традиций, никакой власти, которая не играла никакой роли в начале революции, к началу второго года оказалась самой сильной политической партией в Закавказье».

n

«Партия «Мусават» сыграла ключевую роль в формировании и утверждении основных тезисов политической программы Азербайджанского национального движения на Общекавказском съезде мусульман, состоявшемся 15-20 апреля 1917 года в Баку. Доклад по ведущему вопросу повестки дня съезда- политическому устройству страны сделал лидер «Мусават» М.Э.Расулзаде. …И начиная с середины апреля 1917 г., требование национальнотерриториальной автономии стало главной целью Азербайджанского национального движения». К осени 1917 года «Мусават» подтвердил свое доминирующее положение в политической жизни Азербайджана, свидетельством чему стали результаты выборов в Бакинский Совет, проведенные 22 октября 1917 г. В многонациональном Баку «Мусават», значительно опередив все другие партии, собрал около 40 процентов голосов избирателей, что отражало реальное соотношение политических сил в городе. Вместе с тем «мечта» эта была достаточно близка к осуществлению, поскольку к началу 1918 г. действенная власть не только в Гянджинской, но и в значительной части самой Бакинской губернии фактически находилась в руках «Мусават». Однако в самом городе Баку положение было более чем сложным, в силу крайне обостренных отношений между ведущими политическими силами, претендующими на единоличную власть.

n

Так, еще в ноябре 1917 года, сразу после большевистского переворота в России, короткий период «многовластия», установившегося в Баку после февральской революции, перерос в тяжелейший конфликт. Бакинский Совет, возглавляемый С.Шаумяном объявил себя единственной властью в городе, подчиненной лишь ленинскому Совнаркому, и Бакинская губерния, согласно решению Совета, становилась частью РСФСР. Безусловно, этому решению противо- стояли разные, в том числе некоторые левые политические силы, выступающие оппонентами большевиков. Однако, наиболее резкую позицию занимали как местная власть города — Бакинская Дума, возглавляемая азербайджанским юристом Фатали Хан Хойским и представляющая правое крыло многонационального Бакинского общества, так и азербайджанские национальные силы во главе с «Мусават». Отношения между большевиками и партией «Мусават» складывались весьма неоднозначно, и если до ноября 1917 г. они, из чисто тактических соображений, в отдельных вопросах выступали с единых позиций, то по мере укрепления позиций «Мусават» отношения между ними все более ухудшались. «Мусават» несомненно, был самым значительным соперником большевиков в Азербайджане, и не случайно, что большевики, возглавившие Бакинский Совет искали лишь повода для нанесения упреждающего удара по «Мусават», чтобы приостановить процесс дальнейшего укрепления этой партии.

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *