Что происходит с ценами на бензин и дизель прямо сейчас? Ситуация на биржевом рынке нефтепродуктов остается крайне напряженной. Сентябрь начался с новых рекордов, продолжив тренд, сформировавшийся еще в конце июля. Бензин АИ-95: Стоимость тонны топлива выросла на 0,75%, достигнув отметки в 82,38 тысячи рублей. Это абсолютный рекорд за всю историю биржевых торгов, побивший предыдущий максимум в 82,25 тыс. Бензин АИ-92: Цена также демонстрирует значительный рост, прибавив 1% и достигнув уровня в 70,64 тысячи рублей за тонну. Котировки уверенно держатся на пиковых значениях с осени 2023 года. Дизельное топливо: Позиции дизтоплива усилились на 1,51%, и цена поднялась до 62,41 тысячи рублей за тонну. Это наивысший показатель с начала 2025 года, что особенно критично в разгар уборочной страды, когда спрос на солярку со стороны агросектора максимален. Такая динамика свидетельствует о глубоком дисбалансе между предложением и спросом на внутреннем рынке. Почему цены на бензин так сильно выросли? Высокий сезонный спрос. Лето и ранняя осень — традиционный период автомобильных поездок и отпусков, что всегда увеличивает потребление бензина.
n
Для дизеля август-сентябрь — время активной работы сельскохозяйственной техники. Аварии на НПЗ. В конце июля и августе ряд российских нефтеперерабатывающих заводов столкнулся с технологическими сбоями и аварийными остановками. Это привело к существенному сокращению объемов переработки и, как следствие, к снижению предложения на бирже. Ослабление сдерживающих мер со стороны нефтекомпаний. Как сообщали источники «Коммерсантъ», к концу августа нефтяные компании, вероятно, перестали искусственно сдерживать котировки. Это связано с тем, что они перестали опасаться потери обратного акциза — демпфера. По данным издания, правительство планирует применить новые правила расчета с ретроспективой, увеличив допустимый диапазон отклонения цен для АИ-92 с 10% до 15%, а для дизтоплива с 20% до 25%. Это гарантирует компаниям получение выплат даже при текущих высоких ценах. Спекулятивный фактор и алгоритмическая торговля. Резкий рост использования автоматизированных торговых систем (роботов) усугубляет ситуацию в периоды дефицита. Что делают власти, чтобы остановить рост цен? Осознавая социальную и экономическую остроту проблемы, федеральные власти проводят экстренные совещания. 3 сентября под руководством первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина прошло совещание, на котором обсуждались дополнительные меры стабилизации.
n
Самая существенная и обсуждаемая мера — это перенаправление части экспортных объемов, а именно дизельного топлива, с внешнего рынка на внутренний. Сейчас около 40% производимого в России дизтоплива уходит на экспорт через систему трубопроводов. Минэнерго планирует обратиться к нефтекомпаниям с просьбой добровольно сократить экспортные поставки и перенаправить эти объемы на биржу для насыщения внутреннего рынка. Однако у этой меры есть серьезное ограничение по срокам. Как подчеркивает источник «Ъ» в отрасли, реализовать эту идею раньше октября технически невозможно, поскольку все экспортные поставки на сентябрь уже распланированы и реализованы. Таким образом, эффект от этого шага, если он будет принят, будет отсроченным. Вторая важная инициатива направлена на борьбу со спекулятивным фактором. Речь идет об усилении мер против автоматизированных торговых систем (АТС), которые, по мнению участников рынка, искусственно взвинчивают цены в моменты нехватки предложения. Еще в начале 2024 года Российский топливный союз указывал на резкий рост использования алгоритмов. Глава союза Евгений Аркуша пояснял, что такие «роботы» настроены на скупку всех выставляемых лотов по любой цене в кратчайшие сроки.
n
В результате добросовестные покупатели (независимые заправки и трейдеры) просто не успевают совершить сделки в ходе основных торгов и вынуждены покупать топливо позже у перекупщиков и уже по значительно завышенной цене. Совету секции нефтепродуктов Петербургской биржи поручено срочно подготовить предложения по повышению эффективности борьбы с АТС. Как подтверждает Олег Абелев, начальник аналитического отдела «Риком-Траст», в периоды дефицита такие программы усугубляют ситуацию, «выставляя множество заявок и блокируя ликвидность». Увеличение размеров гарантийных залогов для участия в торгах. Введение технических ограничений на частоту и объем подаваемых заявок. Изменение правил торгов для усложнения моментальной скупки больших объемов. Минэнерго также призвало участников рынка закупать топливо регулярно и сообщать о случаях сокращения отгрузок со стороны крупных нефтяных компаний для мелкооптовых покупателей. Когда ждать снижения цен на бензин? Теперь перейдем к самому главному — прогнозам. Когда же меры властей могут возыметь действие и цены пойдут вниз? Сможет ли дизтоплевный манёвр быстро помочь? Эксперты сходятся во мнении, что перенаправление экспортных объемов дизтоплива — это действенная, но не мгновенная мера. Максим Дьяченко (управляющий партнер трейдера «Пролеум») считает, что для стабилизации рынка будет достаточно дополнительных 300 тысяч тонн дизельного топлива.
n