ИПН с дивидендов и B2B на упрощенке: шансы бизнеса повлиять на новый Налоговый кодекс

В прямом эфире Учет.kz Максим Барышев обсудил с депутатом Мажилиса Айтуаром Кошмамбетовым, что ещё можно изменить в проекте нового Налогового кодекса до его подписания Президентом. Какие предложения бизнеса были приняты, а какие отклонены и почему. В новом Налоговом кодексе ставка НДС повышается с 12% до 16%, а порог по обязательной постановке на регистрационный учёт по этому налогу, наоборот, снижается: с 20 000 МРП (78 640 000 тенге) до 10 000 МРП (39 320 000 тенге). Режим на основе упрощённой декларации остаётся, и порог по нему составит 600 000 МРП — это порядка 2,4 млрд тенге. При этом вводится запрет на вычет расходов по операциям с контрагентами на упрощёнке, если сам налогоплательщик работает на общеустановленном режиме. Фактически в проекте перестроена вся модель взаимодействия между предпринимателями. Выступая в Сенате, представители экспертного сообщества заявляли, что предлагаемая модель не соответствует ожиданиям бизнеса. Однако сенаторы попросили предоставить обоснования по предложениям предпринимателей. Поскольку, ряд ключевых предложений, ранее озвученных в Мажилисе, Правительство не поддержало. Айтуар Аскарович, подскажите: на текущий момент какие возможны шаги, чтобы предложения предпринимательского сообщества всё же были учетны?

n

Да, у бизнеса действительно сохраняется много вопросов, и в первую очередь по повышению ставки НДС и снижению порога для обязательной регистрации. Также вызывает обеспокоенность изменение условий применения специальных налоговых режимов. С 2026 года платные медицинские услуги будут облагаться НДС по ставке 5%. Кроме того, вводится прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога (ИПН): ставка 15% будет применяться на сумму превышения, если заработная плата более 3 миллионов тенге в месяц. До этой суммы продолжит действовать ставка 10%. Изменений действительно много, и не все из них были восприняты экспертным сообществом однозначно. Есть и положительные моменты — например, в сельском хозяйстве предусмотрены дополнительные налоговые вычеты, что важно для поддержки аграрного сектора. На мой взгляд, именно сейчас важна независимая и трезвая оценка со стороны Сената. Сенаторы должны выступить как нейтральная сторона между Правительством и Мажилисом, и дать действительно объективную оценку происходящему в налоговом законодательстве. Шансы на доработку кодекса ещё есть. Бизнес-сообществу нужно консолидироваться и направлять свои предложения в Сенат, в том числе через политические партии, общественные объединения, отраслевые комитеты НПП «Атамекен».

n

Именно через них формируется единая позиция предпринимателей. Сейчас уже поступают замечания, в том числе по медицинским услугам и по образованию — речь о том, что отрасли лишаются ранее действовавших льгот. Все предложения, которые обсуждались ранее, необходимо актуализировать с учётом проведённой работы и замечаний уполномоченных органов и повторно представить в Сенат. Также стоит учитывать, что у каждого сенатора есть определённый профессиональный бэкграунд. Поэтому обращаться стоит в первую очередь к тем сенаторам, кто разбирается в отраслевой специфике — они лучше поймут суть вопросов и проблем. В ходе эфира было отмечено, что депутаты от партии Respublica не раз предлагали снизить ставку корпоративного подоходного налога (КПН) для предприятий, развивающих производство внутри Казахстана. Однако эта инициатива пока не получила поддержки со стороны Правительства. ИПН на дивиденды 5%, совокупная налоговая нагрузка на прибыль достигает 25%. Это сдерживает развитие отечественного производственного сектора и снижает инвестиционную привлекательность страны. К сожалению, не были приняты и предложения по объединению налогов и платежей с заработной платы в единый платёж. Таким образом, в проекте сохраняется существующая модель: по отдельности взимаются налог, пенсионные взносы, взносы в фонд медицинского страхования, фонд социального страхования и другие обязательные отчисления.

n

Ожидается, что корректировки затронут систему вычетов, но не саму структуру платежей, по-прежнему разветвлённую между многочисленными и малопрозрачными фондами. Согласно проекту нового Налогового кодекса, предлагается облагать дивиденды «с первой тенге»: по ставке 5% — на суммы до 1 млрд тенге в год, и 15% — на суммы свыше этого уровня. Отмечается, что такая мера станет ухудшением условий для тех, чьи дивиденды не превышали 30 000 МРП (около 118 млн тенге) в год и освобождались от налогообложения согласно действующей редакции статьи 341 Налогового кодекса. Таким образом, проект в части дивидендов снижает налоговую нагрузку на тех, кто получает высокие доходы, но ухудшает положение тех, кто рискует капиталом, но пока не достиг значительных объёмов прибыли. Айтуар Аскарович, один из часто задаваемых вопросов от предпринимателей: насколько реально было повлиять на содержание нового Налогового кодекса со стороны бизнеса? Или ключевые решения всё же принимались «наверху»? Часть инициатив действительно была поддержана, некоторые — нет. Но, находясь внутри процесса, могу сказать, что мнение бизнеса учитывается и у предпринимателей есть возможность влиять на содержание кодекса.

n

Важно понимать, что окончательное решение принимает рабочая группа Мажилиса — с обязательным учётом заключения Правительства. Особенно это касается таких комплексных документов, как Налоговый кодекс. Статья 61 Конституции прямо указывает: нормы, которые ведут к увеличению расходов бюджета или сокращению доходов, могут быть приняты Парламентом только при наличии положительного заключения Правительства. А в налоговом законодательстве практически любая инициатива влияет на бюджетные параметры. Поэтому при работе над проектом мы, депутаты, стараемся прорабатывать предложения таким образом, чтобы по ним можно было получить положительное заключение. Но, подчеркну, это не всегда просто — особенно в отношении Налогового кодекса. Те же дивиденды — показательный пример. Мы предлагали сохранить действующее освобождение от ИПН на дивиденды в пределах 100 миллионов тенге в год, как это предусмотрено сейчас. А уже на суммы сверх 100 миллионов применять ставку в 5%. Я постараюсь объяснить логику: дивиденды — это прибыль, которую предприниматель получает в самом конце. Он сначала несёт все бизнес-расходы, рискует капиталом, уплачивает все налоги — НДС, КПН, налоги на фонд оплаты труда, социальные отчисления.

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *