Роберт Эрл Уайз (англ. За свою длительную кинокарьеру, охватившую период с 1933 по 2000 год, Уайз завоевал четыре «Оскара» за фильмы «Вестсайдская история» (1961) и «Звуки музыки» (1965), причём каждый из этих фильмов принёс ему по две премии — как лучшему режиссёру и как продюсеру за лучшую картину. Кроме того, Уайз был удостоен трёх номинаций на «Оскар»: за фильм «Гражданин Кейн» (1941) он был номинирован как лучший монтажёр, за фильм «Я хочу жить!» (1958) — как лучший режиссёр, и за фильм «Канонерка» (1966) — как продюсер за лучшую картину. В работе Уайз отличался тщательной подготовкой, строгой дисциплиной, организованностью и стремлением к достижению наилучшего результата в рамках установленного бюджета. Особенностью творчества Уайза было разнообразие жанров, в которых он добился успеха, среди лучших его картин есть и фильмы ужасов, и фильмы нуар, и вестерны, и военные ленты, и научно-фантастические фильмы, и мюзиклы, и мелодрамы. Некоторые его картины рассматривают острые общественно-политические вопросы, в том числе имеют антивоенную и антиколониальную направленность, затрагивают темы расовых отношений, проблемы беженцев, уличной преступности, положение женщины в обществе, а также отношение к смертной казни.
n
С 1971 по 1975 год Уайз был президентом Гильдии режиссёров Америки, а с 1985 по 1988 год был президентом Академии кинематографических искусств и наук. Некоторое время спустя семья переехала в Коннерсвилл, Индиана, где Уайз учился в средней школе. Кроме того, Уайз увлекался журналистикой. Первым фильмом, где Уайз работал под началом Хэмилтона, была криминальная мелодрама «На пороге зимы» (1936) по бродвейской пьесе Максвелла Андерсона. В интервью 2001 года Уайз вспоминал: «Мне позвонил кто-то со студии, спросив, хотел бы я монтировать фильм Уэллса, который уже был известен по работе в Mercury Theater и радиопостановке „Война миров“. Как отмечает киновед Роналд Берган, «будучи всего на год старше Уэллса, Уайз был совершенно необходим режиссёру-дебютанту, и его монтаж внёс существенный вклад в художественный успех фильма». По словам Бергана, особенно сильным моментом картины стала новостная кинохроника «Новости на марше», в которой имитировался различный старый архивный киноматериал. Для усиления эффекта старины Уайз специально поцарапал плёнку, протащив её по цементному полу монтажной студии.
n
Как позднее сказал Уайз, предпросмотр «был полной катастрофой. Зрители уходили толпами… Фильм был также ужасно длинным для того времени, более двух часов». Уайз направил Уэллсу в Бразилию телеграмму: «Картина, кажется, давит на людей». Позднее Уайз говорил: «Поскольку „Эмберсоны“ стали чем-то вроде классики, я думаю, что теперь очевидно, что мы не изуродовали фильм Орсона». Особое восхищение монтаж Уайза вызвал у Мартина Скорцезе, который в 1998 году сыграл важную роль в том, чтобы Уайз получил награду Американского института киноискусства за достижения на протяжении жизни. В 1944 году Уайз был монтажёром фильма «Проклятие людей-кошек» (1944), режиссёром которого был Гюнтер фон Фритч. Льютон, недовольный работой фон Фритча, который сильно отстал от съёмочного графика и перерасходовал бюджет, уволил режиссёра. Хотя формально фильм считался сиквелом успешного психологического хоррора студии «Люди-кошки» (1942), фактически это был самостоятельный фильм, связанный с предыдущим лишь несколькими персонажами. Фильм рассказывает о шестилетней девочке Эми Рид (Энн Картер) с богатым воображением, которая заводит дружбу с привидением, предстающим в образе Ирены, женщины-кошки, погибшей в первом фильме.
n
Как написал в «Нью-Йорк таймс» кинокритик Босли Краузер, «продюсеры RKO ввели в фильм некоторые элементы хоррора и попытались представить его как сиквел „Людей-кошек“. Однако в действительности фильм значительно отходит от обычных фильмов ужасов и предстаёт как странное и трогательное исследование работы чувствительного детского ума». Фильм также получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм в жанре комедия или мюзикл», а Эндрюс получила эту премию в категории «Лучшая актриса». Джек Холман (Стив Маккуин) назначен механиком на американскую канонерку «Сан-Пабло», патрулирующей реку Янцзы. Из-за своего независимого характера Джек вскоре сталкивается с проблемами в отношениях как с членами команды, так и с местными жителями. Его коллега и приятель Френчи (Ричард Аттенборо) влюбляется в китаянку Майли (Эммануэль Арсан), и с помощью Джека вызволяет её из публичного дома. Френчи и Майли женятся, а у Джека начинаются отношения с американской учительницей Ширли (Кэндис Берген), которая однако вскоре уезжает в провинцию работать в религиозную миссию. Френчи скоропостижно умирает от пневмонии, после чего враждебно настроенная группа китайцев убивает Майли, обвиняя в её убийстве Джека.
n
Разъярённых китайцев, готовых напасть на лодку, удаётся остановить только с помощью пулемётного огня. Когда боевые действия Гражданской войны подходят вплотную к миссии, канонерка направляется на её спасение. Джеку удаётся посадить Шерли на отплывающую лодку, однако сам он гибнет в кровопролитном бою. Для этого фильма Уайзу удалось собрать очень сильную команду. В частности, он остался очень доволен игрой Маккуина, заметив что «никогда ранее не работал с актёром, который знал настолько хорошо, что работает на него». Как заметил историк кино Дэвид Стеррит, «работая с превосходным оператором Джозефом Макдональдом, который снимал в новой системе Panavision, и не менее одарённым художником-постановщиком Борисом Левеном, Уайз провёл четыре года (сами съёмки заняли семь месяцев) и потратил более 6 миллионов долларов, в том числе 650 тысяч — на гонорар Маккуину и 250 тысяч — на канонерку, построенную в Гонконге, превратив фильм в три часа поистине эпического зрелища. Так, Босли Краузер в «Нью-Йорк таймс» обратил внимание на то, что «зрители будут смотреть фильм не просто как историю об американской канонерке в Китае в 1926 году», хотя и это даёт «увлекательную, экзотическую и сложную картину».
n