↑ 1 2 Duke Ellington (англ.)

Duke Ellington Orchestra), джазовый композитор, аранжировщик и пианист. У Дюка Эллингтона, в отличие от многих его чернокожих соотечественников, было вполне счастливое детство. Его отец Джеймс Эдвард был дворецким и некоторое время служил в Белом доме (Вашингтон). Позже работал копировщиком в Военно-морских силах. Мать была глубоко верующей и хорошо играла на пианино; поэтому религия и музыка сыграли большую роль в его воспитании. Мальчика окружали достаток, покой и родительская любовь. Мать давала ему уроки игры на фортепиано. С семи лет Эллингтон занимается с учителем музыки, а примерно с 11 лет сочиняет музыку самостоятельно. Затем приходит увлечение рэгтаймом и танцевальной музыкой. Свою первую композицию в стиле рэгтайм «Soda Fountain Rag» Эллингтон написал в 1914 году. Эллингтон обучался в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Выигрывал конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон. Совершенствовал технику игры на пианино, изучал теорию гармонии. Удовольствие рисовать и работать с красками проходит. Отказывается от предложенного места работы в институте Пратта по прикладному искусству. В конце концов, в 1917 году он решает стать профессиональным музыкантом.

n

Проходит неофициальное обучение у известных вашингтонских музыкантов. 2 июля 1918 года женится на Эдне Томпсон. 11 марта 1919 года у Дюка Эллингтона рождается сын Мерсер Эллингтон. В 1919 году Дюк знакомится с Сонни Гриром, ставшим барабанщиком первого эллингтоновского бэнда. В 1922 году впервые приезжает в Нью-Йорк вместе с Гриром и Хардвиком (соседом Дюка) на короткий ангажемент. В Нью-Йорке Эллингтон берёт неофициальные уроки у признанных мастеров фортепиано Джеймса П. Джонсона и Уилли Лайона Смита. В 23 года Эдвард Кеннеди Дюк Эллингтон начинает играть в квинтете «Вашингтонцы» (Washingtonians), руководство над которым он постепенно берёт в свои руки. Ансамбль состоял из его друзей — барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола. От друзей из-за любви к щёгольской одежде Эллингтон получает прозвище «Duke» (герцог). Осенью 1923 года ансамбль Эллингтона отправляется в Нью-Йорк, получает ангажемент в клубе «У Бэррона» в Гарлеме, а затем на Тайм Сквер в «Hollywood Club» (позднее его переименовали в «Kentucky Club»).

n

В 1926 году Эллингтон знакомится с Ирвингом Миллсом, который становится менеджером Эллингтона на продолжительный период. Под давлением Миллса Эллингтон официально (на основе контракта) в 1927 становится руководителем джазового ансамбля («оркестра») из десяти человек, под новым брендом «Duke Ellington and His Orchestra». Первый значительный успех нового коллектива — регулярные выступления (с декабря 1927 по 1931) в престижном нью-йоркском джазовом клубе «Cotton Club». В 1929 году оркестр выступал в ревю Флоренца Зигфельда. Регулярные радиотрансляции из «Cotton Club» программ оркестра делают Эллингтона и его оркестр известными. В феврале 1931 года оркестр Эллингтон открывает первый концертный тур. В том же году инструментальная версия одного из его стандартов «Mood Indigo», опубликованная лейблом Victor, становится очень популярной. 1932 год. Оркестр Эллингтона даёт концерт в Колумбийском университете. Композитор нацеливается на более сложные музыкальные сюжеты. Работает над «Creole Rhapsody». В 1931-33 годах становятся популярными его пьесы «Limehouse Blues» и «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» с вокалом Айви Андерсон.

n

За три года до официального начала эпохи свинга Дюк Эллингтон уже, фактически, заложил фундамент нового стиля. Важными вехами на этом пути стали темы 1933 года — «Sophisticated Lady» и «Stormy Weather» (авторы Гарольд Арлен и Тед Колер). Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использует индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придаёт оркестру особый «саунд». Большой успех приносят гастроли в Европе (1933). Оркестр выступает в лондонском «Палладиуме», происходят встречи Дюка с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Затем выступления в Южной Америке (1933) и тур по США (1934). Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона. В тот момент в оркестре играют саксофонисты Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун.

n

Эллингтона называют первым подлинно американским композитором, а его свинговый стандарт «Caravan», написанный в соавторстве с тромбонистом Хуаном Тизолем, обходит весь мир. Написанная в 1935 году композиция Reminiscing in Tempo в отличие от большинства других мелодий автора не отличалась танцевальным ритмом. Причина заключалась в том, что эту песню Эллингтон написал после потери своей матери и продолжительного застоя в творчестве. Как в дальнейшем говорил сам композитор, во время написания этой мелодии листы его нотной тетради были мокрыми от слёз. Reminiscing in Tempo была сыграна Дюком практически без использования импровизации. 1938 год знаменателен совместным выступлением с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис». В конце 1930-х в оркестр приходят новые музыканты — контрабасист Джимми Блентон и тенор-саксофонист Бен Уэбстер. Их влияние на «саунд» Эллингтона было настолько фундаментальным, что их относительно короткий срок пребывания в составе получил среди джазовых фанатов название Blanton-Webster Band. С этим составом Эллингтон совершает второе европейское турне (исключая Британию). Обновлённый «саунд» оркестра зафиксирован в композиции 1941 года «Take the ‘A’ Train» (автор Билли Стрэйхорн).

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *