Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

«Пётр I допра́шивает царе́вича Алексе́я Петро́вича в Петерго́фе» — картина русского художника Николая Ге (1831-1894), работа над которой была завершена в 1871 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. Произведение Ге представляет собой психологическую трактовку исторической драмы, действие которой происходит в 1718 году. На полотне в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович, который был обвинён в подготовке захвата власти. Картина была написана Ге к 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой состоялось в Санкт-Петербурге в ноябре 1871 года. К началу 1870 года Николай Ге возвратился в Россию из Италии, где он жил и работал в 1857-1863 и 1864-1869 годах. В этот период Ге сблизился с прогрессивными художниками и писателями, стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). В его творчестве стали появляться сюжеты, связанные с российской историей XVIII-XIX веков. Сам Ге так писал об этом в своих воспоминаниях: «Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня своё влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим всё в России в новом свете.

n

Я чувствовал во всём и везде влияние и след петровской реформы. По-видимому, Ге обсуждал их со своими друзьями и знакомыми — в частности, с Николаем Костомаровым. Художник так описывал эту ситуацию: «Во время писания картины „Пётр I и царевич Алексей“ я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. К началу 1870-х годов российская публика была достаточно хорошо наслышана о «деле царевича Алексея», хотя за пару десятилетий до этого этот эпизод скорее можно было отнести к числу «исторических казусов», о которых не принято было говорить. В конце 1850-х годов это «дело» оказалось в центре внимания в связи с публикациями в альманахе «Полярная звезда», издававшемся Александром Герценом и Николаем Огарёвым. В этом смысле картина, над которой работал Николай Ге, «как бы подводила итог старым спорам и подавала повод для новых». В то же время известно, что частично художник писал портрет Петра со своей жены Анны Петровны Ге, урождённой Забелы (Забелло). В мастерской Ге побывал и художник Александр Риццони.

n

В письме к Павлу Третьякову он следующим образом описал незаконченное полотно: «Картина Ге мне чрезвычайно нравится, по моему мнению, это лучшее, что он когда-либо производил. Я желал бы только, чтобы он сохранил выражение лиц, как оно теперь, всё превосходно. По поводу датировки письма Риццони существуют разногласия: в сборнике «Письма художников П. 1872 года выставка переехала в Москву. Во время выставки картина понравилась императору Александру II, который тоже выразил желание её купить — при этом никто не осмелился сообщить ему о том, что картина уже продана. Чтобы разрешить эту проблему, Ге попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Критик из газеты «Московские ведомости», подписавшийся «Л. 6 декабря 1871 года, Крамской сообщал: «Ге царит решительно. Художник Павел Чистяков в письме к Павлу Третьякову от 2 января 1872 года писал: «Пётр Великий — вещь очень, очень выразительная, но взгляды на эту картину расходятся. Что совершенно логично. Всякий видит, и смотрит, и понимает по-своему. Во всяком случае, картина эта считается лучшей из картин Н.

n

Н. Ге. Сказать Вам по правде, и я так думаю. В сентябре 1872 года 1-я передвижная выставка продолжила своё путешествие по другим городам Российской империи, побывав в Киеве (в сентябре — октябре) и Харькове (в октябре — ноябре). При этом некоторые картины, представленные на 1-й передвижной выставке, добавлялись в экспозиции последующих выставок в тех городах, где они не побывали. «наибольший интерес зрителей и критики привлекли две исторические картины Н. В 1873 году авторское повторение полотна «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» экспонировалось на Всемирной выставке в Вене. Лондоне. В каталоге выставки использовалось английское название «The Emperor Peter-the-Great questioning his son Alexis» (N. Оригинал картины был также представлен на Всемирной выставке 1878 года, проходившей в Париже. В каталоге выставки полотно фигурировало под французским названием «Pierre le Grand fait subir un interrogatoire au tsarevitch Alexis, à Peterhof» (N. Кроме того, фаянсовая композиция, основанная на сюжете картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», небольшим тиражом была выпущена в конце XIX века Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С.

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *