Петроград: Государственная типография, 1916. — Т

Калу́га I — железнодорожная станция Московской железной дороги, расположена в городе Калуга. Открыта в 1874 году. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является участковой, по объёму работы отнесена ко 2 классу. Относится к Московско-Смоленскому региону Московской железной дороги. Главный ход линии в этом месте делает петлю, глубоко вдаваясь внутрь города. Участок от Калуги-1 до этой развязки двухпутный и электрифицированный (электрификация продолжается далее до станции в посёлке Полотняный Завод (контактная сеть демонтирована, вывозная работа осуществляется теплотягой), в другую сторону однопутный без электрификации. Вокзал частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Железнодорожная станция Калуга открыта для пассажиров и перевозки грузов одновременно с запуском в эксплуатацию Ряжско-Вяземской железной дороги в 1874 году (позднее Сызрано-Вяземская). Г. М. Лаппо «Города России. В 1899 году открывается движение на частной (паевой) Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянской линии). Развитие промышленности и торговли в городе и губернии требовало наличия разветвлённой сети магистральных железных дорог, которые бы связали город и губернию с промышленным центром и богатыми южными регионами.

n

Таким образом к 1902 году в городе функционировало 2 железнодорожных вокзала. Один относился к казённой (Сызрано-Вяземской) дороге, а второй, — к частной Брянской линии. В советское время здание первого — «Сызрано-Вяземского вокзала» было передано одному из заводов города. К своему вокзалу поезда частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту (разобран в 1963 году). По утверждению калужского краеведа и архитектора И. Д. Белова: «Это был путепровод, который шел до рощи. Дело в том, что в Калуге, на улице Ленина, два вокзала находились рядом. Поезда приходили и на один вокзал, и на второй. Поэтому и построили мост, чтобы развести потоки. Когда-то по центру Калуги ходили паровозы с пассажирскими и товарными вагонами. Город пересекали железнодорожные линии. И это, кстати, было очень неудобно. Мост построили где-то в 1900 году, когда появилась Московско-Киево-Воронежская железная дорога, а разобрали, когда пустили первый троллейбус. Там были четыре массивные опоры (фермы), так вот на две опоры потом поставили пушки, а ещё две так и остались стоять.

n

С началом Первой мировой войны губернский центр Калуга становится крупным тыловым-эвакуационным центром воюющей империи. Санитарные потери на фронтах требовали эвакуации раненых и больных в тыловые районы. 20 августа (2 сентября) 1914 г. на станцию Калуга с фронта была доставлена первая партия, состоящая из 2 500 раненых и больных воинов Российской Императорской армии. Размещать первую партию пришлось в различных местах, включая здание вокзала, станционные постройки, частные дома. Город оказался и в центре беженского потока. Беженцы следовали через Калужскую губернию и по Московско-Варшавскому шоссе вглубь страны. В здании вокзала были открыты врачебно-продовольственный пункт и «Особый Комитет из лиц, состоявших в благотворительных обществах и других лиц, главным образом — дам, для удовлетворения пищею прибывающих в поездах беженцев». Ржевско-Вяземской наступательных операций Красной Армии, Курской битвы, для большинства наступательных операций по разгрому противника на всём советско-германском фронте в 1942-1945 годах. После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, городами области, Вязьмой и Тулой. Рельсовый автобус РА2, сообщением Калуга-Ферзиково на платформе в ожидании пассажиров.

n

Тепловоз 2М62У-0002 на ст. Калуга-1. На станции 5 пассажирских платформ. Две (№ 6 и 8) высокие, островные, у тупиковых путей, используемых обычно электропоездами. 2 низкие островные: одна (№ 7) у тупиковых путей, другая (№ 4) — у проходных путей, это самая длинная платформа на станции. Одна боковая низкая платформа у здания вокзала у проходного пути является продолжением платформы № 6. Над станцией — пешеходный мост. С него нет сходов к платформам. Поскольку станция Калуга-1 расположена на ответвлении главного хода Киевского направления МЖД, принимает она в основном пригородные электропоезда от Москвы и Сухиничей (съезжают с главного хода между станциями Тихонова Пустынь и Горенская по ветви в направлении станции Муратовка) и пригородные дизель-поезда хордовой линии в направлении станций Вязьма и Тула I-Курская. Для поездов всех четырёх направлений станция является конечной. Имеется прямое сообщение пригородными электропоездами с Москвой-Киевской (самая дальняя станция на этой линии, имеющая прямую связь с Москвой) и станцией Сухиничи-Главные, поэтому с точки зрения пригородного сообщения станцию Калуга I также иногда относят к Киевскому направлению.

n

Время движения от Киевского вокзала около 3 часов 8 минут, от Сухиничей-Главных — около 2 часов. От Москвы курсирует 13-14 пар поездов в сутки (из них 5 — экспрессы), от Сухиничей-Главных — 5 пар в сутки. Обслуживают линию пассажирские электропоезда ЭД4М. В направлении Тулы и Вязьмы ежедневно курсирует несколько пар рельсовых автобусов РА2. Также имеется 1 вечерняя пара поездов сообщением до станции Кресты, расположенной на Большом кольце МЖД — до станции Бекасово I поезда следуют в направлении Москвы по главному ходу, а дальше съезжают на кольцо. С 2021 года регулярно курсируют электропоезда-экспрессы РЭКС (Калуга-1 — Москва Киевская) в фирменной сине-голубой окраске. Время в пути около 2 часов 30 минут. Покупка билета на экспрессы РЭКС возможна в кассах по продаже билетов или мобильном приложении «РЖД Пассажирам». Через станцию Калуга-1 курсирует несколько пар пассажирских поездов дальнего следования до Адлера, Анапы, Ейска и Льгова. Все они имеют продолжительную остановку на станции, во время которой производится смена локомотива. От Калуги-1 до Москвы-Киевской поезда следуют на электрической тяге (ЧС7), а до Тулы или Узловой — на тепловозной (2ТЭ10М или ТЭП70БС).

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *