Алексей Дмитриевич Мельников (1914, дер. В Рабоче-крестьянской Красной армии служил с марта 1936 года по январь 1939 года и с мая 1942 года по июнь 1944 года. В 1938 году в составе 32-й стрелковой дивизии принимал участие в боях у озера Хасан. В годы Великой Отечественной войны воевал на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском, Степном и 2-м Украинском фронтах. За время участия в боевых действиях был шесть раз ранен. Командир пулемётного отделения 310-го гвардейского стрелкового полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии старший сержант А. Д. Мельников особо отличился в конце сентября-начале октября 1943 года при форсировании Днепра и в боях за плацдарм на правом берегу реки в районе села Куцеволовка Онуфриевского района Кировоградской области. В 1944 году комиссован из РККА по ранению. Жил и работал в городе Серове Свердловской области. Гаринского городского округа Свердловской области Российской Федерации) в крестьянской семье Дмитрия Геннадьевича и Анастасии Афанасьевны Мельниковых. Чтобы прокормить большую семью, родителям приходилось много работать.
n
Жили Мельниковы небогато, но и не бедствовали: в большом крестьянском хозяйстве были корова, овцы, поросята и домашняя птица, на небольшом земельном наделе выращивали рожь. Октябрьскую революцию глава семьи принял с энтузиазмом. Новая власть планировала провести более справедливое перераспределение земельных ресурсов, обустроить деревню, построить школу, но летом 1918 года на Урал пришли колчаковцы. Ветеран русско-японской войны Дмитрий Мельников ушёл в партизаны. Единственным кормильцем семьи стал старший сын Николай, но найти постоянную работу ему никак не удавалось: производства в Васильевской не было, а зажиточных крестьян, нанимавших батраков, в округе можно было пересчитать по пальцам. Мельниковы едва не пошли по миру. Спас их от голодной смерти сосед, взявший Анастасию Афанасьевну вместе с детьми в работники. Хозяйство у него было большое, и работы хватало всем: мать доила коров, Николай ухаживал за лошадьми, девчонки пасли гусей и работали в огороде, а маленький Алексей мыл в доме полы. Тем временем с фронтов гражданской войны в деревню стали возвращаться солдаты.
n
Среди них был и красноармеец Панов. Он рано овдовел и в одиночку воспитывал дочь Капитолину. Отношения между отчимом и пасынком не были тёплыми. В неполные девять лет Алексею пришлось самому зарабатывать на кусок хлеба. Однако найти работу в посёлке десятилетнему мальчику не удалось. Жить у сестры тоже не было никакой возможности: она с мужем ютилась в небольшой каморке, где места едва хватало для двоих. В детском приюте, где Алексей мог получить не только крышу над головой, но и образование, свободных мест не оказалось. Пришлось ему снова вернуться в Сосьву. Из вытрелеванного на берег Поллуба древесного сырья Мельников формировал плоты, которые затем сплавляли сначала до Пелыма, а затем до Тавды. В 1933 году, на святки, они сыграли свадьбу. В учебной команде получил воинскую специальность наводчика станкового пулемёта, после чего был зачислен бойцом в одно из подразделений дивизии. Отличник боевой и политической подготовки красноармеец Мельников был на хорошем счету у командования. Его даже хотели отправить на учёбу в школу младших командиров, но выяснилось, что солдат — неграмотный.
n
Так впервые Алексей Дмитриевич сел за школьную парту. 2 августа 1938 года подразделения 32-й стрелковой дивизии были подняты по тревоге. Бойцам сообщили, что японские войска перешли советско-китайскую границу и оккупировали территорию СССР западнее озера Хасан. Совершив многокилометровый марш по бездорожью, к 5 августа дивизия полковника Н. Э. Берзарина вышла в район сосредоточения. 6 августа 1938 года на советско-китайской границе севернее озера Хасан красноармеец А. Д. Мельников принял боевое крещение. Его расчёт поддерживал наступление стрелкового полка в направлении сопки Безымянная. Противник оказывал ожесточённое сопротивление. Особенно досаждала тяжёлая артиллерия японцев, расположенная за рекой Тумень-Ула и на острове Песчаный. Постоянно меняя позицию под огнём врага, пулемётчик Мельников всегда оказывался там, где этого требовала боевая обстановка. Огнём своего «Максима» он способствовал продвижению своей пехоты и отражению вражеских атак. Преодолев открытую заболоченную местность, советские солдаты вышли к подножию Безымянной и Заозёрной и закрепились на их склонах. Теперь им предстояло взять сильно укреплённые высоты, которые японцы успели опоясать траншеями полного профиля и проволочными заграждениями в 3-4 ряда.
n