Искусство или смерть

«Искусство или смерть» (первоначально, в 1987-1988 гг., — Группа «ЖУПЕЛ») — товарищество (арт-группа) ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. «Однажды в художественных мастерских на Университетском у Валерия Ивановича Кульченко был праздник. Принесли два рюкзака „Алазанской долины“ и стали её пить. Вася Слепченко захотел показать всем кружочки от банок на своей спине. Он порвал рубашку, потом майку и показал. Праздник продолжался. Время от времени кто-нибудь кричал: „Кружочки! “, и Вася показывал. Было очень весело. Звонили в колокол, бросали с этажа гирю. Максим Белозор, «Волшебная страна». Происходило это в 1988 и именно на этой пьянке и было провозглашено создание Товарищества художников «Искусство или смерть». И когда всей компанией пошли «на яму» за очередной порцией «Алазанской долины», поход этот сопровождался чем-то типа пионерской речовки, когда Тер-Оганьян выкрикивал: — Искусство! А ему хором отвечали: — Или смерть! Бо́льшая часть входящих в Товарищество «Искусство или смерть» художников являлась студентами или выпускниками Ростовского художественного училища им. М. Б. Первая официальная выставка художников, вошедших в товарищество, а также к ним примкнувших состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге в ДК завода «Прибой», т. н. «Однодневная выставка».

n

В арт-среде художников, музыкантов, литераторов, обитавших рядом с товариществом, материализовалась легендарная ростовская группа «Пекин Роу-Роу» (лидер и основная движущая сила — Сергей Тимофеев). Осенью 1988 года основные участники группы перебрались в Москву, где до 1991 года продолжали выступать под этим названием. Постепенно ядро московской группы перестало использовать название «Искусство или смерть» для собственной идентификации — группа прекратила своё существование. В сентябре 2006 года в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) состоялась выставка «Искусство или смерть. Участники — Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Александр Сигутин. Примечательный факт: за «отчётные» 20 лет православный фундаментализм в южно-российском формате окреп до такой степени, что данная выставка спровоцировала в Ростове-на-Дону реакцию, несоизмеримую с реакцией города на выходки художников в 80-х годах прошлого столетия. То, что они делали в Ростове в конце 1980-х, было в духе времени: так писали в Италии „трансавангардисты“, так писали в Германии „новые дикие“, так писали в Ленинграде „новые художники“.

n

Их панковский драйв вкупе с перестроечным попустительством властей пробивал все стены — вскоре они уже выставлялись в областном Музее изобразительных искусств. После чего отправились покорять Москву, влившись наряду с киевлянами и одесситами в накрывшую её в начале 1990-х „южнорусскую волну“.А. Возьмем теперь «Искусство или смерть». Тут у нас, правда, с Тер-Оганяном были разные цели. Я хотел альтернативу выстроить, а он считал, что надо примкнуть к единому мировому искусству, войти в него. Цель выполнена: вошел, растворился, стал одним из деятелей мирового искусства, чем сейчас недоволен. Говорит, все прогнило, надо выстраивать альтернативу. Только её надо было в 88-м году начинать выстраивать. Не понимали, думали, что это у нас все плохо, а там, наоборот, хорошо.М. М. А. Белозор (А. 1988 — «Однодневная выставка». ДК завода «Прибой», Таганрог. 1988 — «Жупел». Выставочный зал Союза художников на ул. Горького, Ростов-на-Дону. 1988 — «Провинциальный авангард». Кооперативный туалет «Прогресс» (пер. Газетный — ул. Энгельса), Ростов-на-Дону. 1989 — «Италия имеет форму сапога». Выставочный зал Союза художников на Набережной, Ростов-на-Дону.

n

1989 — «Выставка, которая не считается, потому что все очень плохо». Фойе гостиницы «Юность», Москва. 1989 — «Праздник имени Великой Египетской царицы любви Клеопатры», Ростов-на-Дону. 1990 — «Великие чародеи живописи». Выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва. 1990 — «В ожидании отдыха». Выставочный зал на Петровских линиях, Москва. 1990 — «За культурный отдых! ». Выставочный зал «На Каширке», Москва. 1991 — «В субботний вечер». Бывший музей Ленина, Львов. 1992 — «Героическая / Живая сила». Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. 2006 — «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя». Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской, Ростов-на-Дону. 2009 — «Товарищество „Искусство или смерть“». Государственный музей современного искусства, Москва. ↑ Немиров М. М. А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. ↑ 1 2 Толстова А. Ростовские великие. Товарищество «Искусство или смерть» в Москве // Коммерсантъ. 2009. — 29 сент. ↑ К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. ↑ Белозор М. Волшебная страна. ↑ Уракчеева Ю. Искусство или жизнь // Город N. — 2006. — 27 окт.

n

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *