Екатеринбургский драматический театр «Волхонка» — камерный театр, приглашающий разных режиссёров. Театр был организован в 1986 году по инициативе горкома комсомола как Городской молодёжный театр. Основу труппы составили выпускники Свердловского театрального училища. Первый директор — Сергей Фёдоров, административный руководитель — Наталья Тарновская. Одна из самых успешных постановок 80-х годов — «Исход актёра» М. Гельдерода (режиссёр Владимир Каминский). В 1991 году директором и художественным руководителем стал Владимир Валл. В 1992 году у театра появилось своё помещение и название «Волхонка». Именно при В. Валле формируется концепция «Волхонки»: живой, мобильный театр, отсутствие главного режиссёра, камерность постановок. «Большой зал развращает актёра. Когда необходимо «пробить» расстояние в 600 мест, то актёр неизбежно начинает форсировать, педалировать свои эмоции, изображать чувства. А в малом помещении ничего форсировать не надо. В театре ставятся пьесы Э. Олби, Т. Уильямса, С. Мрожека, А. Камю, А. Вампилова, Н. Коляды, М. Булгакова, А. Слаповского, Вайса, Кобо Абэ, П. Творческая установка театра — представлять новые имена и тенденции мирового театра, значительная доля репертуара — произведения малоизвестных авторов.
n
Маргарита Валл — в 2006 году из-за конфликта с ней из театра ушла вся труппа «Волхонки». Актёры создали независимое партнёрство «Содружество актёров „Волхонки“» и решили начать всё с начала, без директора. Я считаю, что хозяевами театра должны быть актёры — люди, которые понимают, ради чего они выходят на сцену, ради чего бьются. А сотрудниками — люди, которые преданы театру, не театру вообще, а определенному учреждению культуры. Творческим руководителем «Содружества» с 2007 года стала Татьяна Савинкова, актриса. Поначалу работали в помещении екатеринбургского Дома актёра, а с февраля 2007 года — в зале ОАО «ЕЗ ОЦМ» (проспект Ленина, 8 — бывший завод ОЦМ). Театр принимал участие в фестивалях: «Реальный театр» и «Браво! » (Екатеринбург), «Вампиловский фестиваль» (Иркутск), «Золотой конёк» (Тюмень), «Новый взгляд» (Уфалей»), «Театр без границ» (Магнитогорск), «Ирбитские подмостки» (Ирбит), «Молодые театры России» (Омск). В 2008 году театр вернул себе прежнее здание. С июня 2019 года директором и художественным руководителем стал Александр Сергеев, актёр и драматург, работающий под псевдонимом Алекс Бьерклунд (в театре с 1995 года).
n
«ART» Я. Реза, реж. «Битва негра с собаками» Б.-М. «В ожидании Годо» С. «Гарнир по-французски» М. Камолетти, реж. «Гнедигес Фройлайн» Т. Уильямса, реж. «Господин Ибрагим и цветы Корана» («МОМО») Э.-Э. «Группа ликования» Н. Коляды, реж. «Дни Турбиных» М. Булгакова, реж. «Зойкина квартира» М. Булгакова, реж. «Зрители» В. Леванова, реж. «Игра. Игра. Биография» М. Фриша, реж. «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» М. Вишнека, реж. «Машина едет к морю» А. «Однорукий из Спокана» М. Макдонаха, реж. «Особо влюблённый таксист» Р. «Пейзаж» Г. Пинтера, реж. «Петушок из букваря» А. «Пиковая дама» А. Пушкина, реж. «Преступление и наказание» Ф. «Пять вечеров» А. Володина, реж. «Розенкранц и Гильденстрен мертвы» Т. «Сад маркизы де Сад» Ю. «Собака» В. Красногорова, реж. «Сталкер» по роману «Пикник на обочине» Братьев Стругацких, реж. «Там живут люди» А. «Торжество любви» П. де Мариво, реж. «Ужин дураков» Ф. Вебера, реж. «Французский уикенд» по пьесе «Ох, уж эта Анна» М. Камолетти реж. «Человек, который платит (Месье Амилькар)» по пьесе «Мсье Амилькар или человек, который платит» И.
n
«Человек-Подушка» М. Макдонаха, реж. «Яблоневый сад. Реинкарнация» А. 2015 — Специальный диплом жюри конкурса и фестиваля «Браво! 2014» за спектакль «Дни Турбиных» (реж. 2018 — Гран-при фестиваля «Ирбитские подмостки» — за спектакль «Машина едет к морю» (реж. 2020 — номинация спектакля «Петушок из букваря» (реж. 2024 — Специальный приз конкурса и фестиваля «Браво!-2023» за лучший актерский дуэт в спектакле «Варшавская мелодия» (реж. 2024 — XVII Международный театральный фестиваль «Коляда-Plays» в Екатеринбурге. Лучшая мужская роль Он в спектакле «Зелёная скамейка» (реж. ↑ Интервью Владимира Валла. Газета «Волхонка: крупный план». ↑ журнал ZAART, 2006 . Дата обращения: 1 апреля 2009. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года. ↑ Мустафина Наталия. Владимир Валл создал убийцу для себя // Коммерсантъ (Екатеринбург) : газета. 2003. — 5 апрель (№ 59). Архивировано 6 ноября 2019 года. ↑ 1 2 Экс-актёры «Волхонки» создают новый театр, Информационное Агентство «Апельсин», 17 января 2007 . Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 11 августа 2019 года. ↑ Всемирно известный драматург навестит «Волхонку», Информационное Агентство «Апельсин», 06 августа 2008 .
n
Дата обращения: 12 августа 2019. Архивировано 12 августа 2019 года. ↑ Ушла из жизни Савинкова Татьяна Владимировна, Свердловское отделение СТД Российской Федерации, 24 апреля 2019 . Дата обращения: 12 августа 2019. Архивировано 12 августа 2019 года. ↑ Шукаева Елена. «Нам нелегко, но есть воздух». Как выживают частные театры // Радио Свобода. 2020. — 10 марта. Архивировано 12 июня 2021 года. ↑ Цвиткис Вера. Зритель хочет всё видеть близко // Театральный сезон : журнал. 2006. — Июль (№ 7). Архивировано 23 февраля 2020 года. ↑ Панасова Евгения. Спектакль как искус // Театральный сезон : журнал. 2006. — Январь (№ 1). Архивировано 25 октября 2021 года. ↑ Вдовин Алексей. Засада маркиза де Сада // Театральный сезон : журнал. 2006. — Февраль (№ 2). Архивировано 19 декабря 2007 года. ↑ Список спектаклей, вошедших в афишу фестиваля «Браво! Газета «Волхонка: крупный план». Текст доступен по лицензии Creative Commons «С указанием авторства — С сохранением условий» (CC BY-SA); в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
n