Екатеринбу́ргский моне́тный двор — казённое предприятие по чеканке медной монеты, действовавшее в Екатеринбурге в 1725-1876 годах на территории современного Исторического сквера по обоим берегам Исети➤. Монетный двор появился на Урале с одобрения Петра I по инициативе Виллима Ивановича де Геннина и Василия Никитича Татищева, изучавших европейский опыт местной чеканки и преследовавших целью создание локального источника денег для развития металлургической промышленности➤. Двор действовал с перерывами в 1725-1876 годах и в конце XVIII века являлся основным производителем медных денег в стране. В 1790-х годах на Монетном дворе Екатеринбурга изготавливалось около 90 % всей российской монеты, а в начале XIX века с прекращением работы Екатеринбургского железоделательного завода Монетный двор стал и до своего закрытия оставался основным промышленным предприятием Екатеринбурга➤. В зависимости от требуемых объёмов производства численность сотрудников Монетного двора со временем менялась и составляла в разные периоды от 400 до 2000 человек и более➤. В XVIII веке в Екатеринбурге чеканились медные платы и заготовки для обеспечения Московских монетных дворов, с 1736 года после указа Анны Иоанновны чеканилась общероссийская монета по 10-рублёвой стопе.
n
В дальнейшем на основании нескольких именных указов производилась перечеканка монет, изымавшихся из оборота. В XIX веке чеканилась в основном разменная монета мелких номиналов. Помимо монет, предприятие в разные периоды времени производило медную посуду, бирки для маркировки принимавшихся от приписных крестьян материалов, медали, нательные кресты, печати для местных органов власти, пуговицы, бляхи и капсюли для снарядов. Общий объём монет, отчеканенных Екатеринбургским монетным двором за всё время своего существования, оценивается историками в 150 миллионов рублей➤. После прекращения чеканки монет в Екатеринбурге в 1876 году часть оборудования была передана на казённые заводы Урала, штемпели уничтожены под надзором Горного департамента, а заводские постройки отданы под железнодорожные мастерские Уральской горнозаводской железной дороги➤. Екатеринбурге, на аверсе или реверсе наносились литеры Е. М. — «Екатеринбургская монета»➤. В 1974 году сохранившиеся сооружения Монетного двора взяты под охрану в качестве объекта культурного наследия России федерального значения➤. Появлению в Екатеринбурге монетного двора в начале XVIII века способствовало несколько факторов. Интенсивное строительство казённых горных заводов на Урале требовало постоянного и существенного финансирования, которое не всегда выделялось властями оперативно и в нужном объёме.
n
Технология производства меди в России в этот период практически соответствовала европейской, чистая медь была пригодна для чеканки монет. На Урале в этот период появились первые медеплавильные заводы — Ягошихинский и Пыскорский, позднее — Полевской. В конце 1722 года немецкий инженер в чине генерал-майора Виллим Иванович де Геннин был назначен Петром I руководителем Уральской горной администрации. Идея де Геннина заключалась в получении разрешения государства на чеканку монет на Урале в условиях недостатка казённого финансирования. На постройку уральских заводов Сенат выделил 130 тысяч рублей, а работы по возведению ещё недостроенного Екатеринбургского завода и крепости к 1725 году обошлись в 150 тысяч. В декабре 1724 года для знакомства с экономическим и политическим положением в потерпевшую поражение Швецию Пётр I командировал В. Н. Татищева, который проработал за границей до апреля 1726 года. В своих донесениях на родину он сообщал о местной монетной системе и тяжеловесных медных монетах — платах. В центре платы чеканился её номинал, слово «Екатеринбурхъ» и год выпуска.
n
6 октября 1725 года де Геннин с командой в составе семи московских мастеров монетного дела прибыл в Ягошихинский завод. 9 октября 1725 года де Геннин выдал инструкцию берггешворену Константину Арьтемьевичу Гордееву, в которой предписывал: «… … в той фабрике, где крышечные доски или медь бьют, или где пристойно, станки, в которых платы будут резать, велеть лить мастеру Дейману (Дейхману) … Ивану Константинову, которому штемпели вырезывать, велеть немедленно вырезывать чеканы по посланному при сем образцу, чеканы ковать из самого удобного укладу или стали … …, если он лёгкий, то вылить потяжелее, чтоб с одного разу герб напечатался … Указания де Геннина мастерам во многом противоречили прямым указаниям Берг-коллегии о точном соответствии шведской технологии. Так, например, де Геннин пытался оптимизировать процесс расковки пудовых медных штыков за счёт разливки в более длинные и тонкие формы, ножницы для резки пластин обрабатывали деревянным маслом, а чеканы — воском. Екатеринбургском заводе на вновь образованном Платном дворе началась чеканка медных квадратных «плат» номиналом в 1 рубль, 50, 25 и 10 копеек по 10-рублёвой стопе (из расчёта получения 10 рублей из 1 пуда меди).
n