«Дра́ма но́мер три́» — театр драмы в городе Каменске-Уральском Свердловской области России. Старейшее учреждение профессионального искусства в городе. Театр был создан по распоряжению Советской власти в 1924 году как передвижной театр и в таком виде просуществовал до 1936 года. Его коллектив сформировал режиссёр Лев Эльстон, оттого театр называли «Труппа Льва Эльстона». Первые три года театр работал как трудовой коллектив ПосредРабИса (посредничество работников искусств), он предпринимал поездки по заводам, шахтам и рудникам Урала. Главным районом его работы в 1924-1927 гг. были города, заводы, поселки Нижнее-Тагильского, Верхнее-Камского, Свердловского округов. За три года театр дал более тысячи спектаклей на 50-ти различных сценах, обслужив свыше трехсот тысяч зрителей. С 1927 по 1934 гг. театр работает в Сарапуле, Златоусте, Челябинске, Копейске, Тюмени, Семипалатинске и других городах. С 1934 по 1940 гг. театр работал в городе Кабаковске/Серове, но при этом на летние гастроли театр выезжал в полном составе в другой город. За время работы в г. Кабаковске/Серове театр награждён знаменем.
n
Довоенный репертуар театра преимущественно составляла классика: «Овод» Э. Войнич, «Париж» Э. Золя, пьесы Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, М. Горького, А. В 1930-е-1940-е гг. в труппе театра работали режиссёр с большим опытом и культурой Иван Алексеевич Саламатин, актёры — Мария Николаевна Арбенина (жена И. В 1942 году в театре работал артист МХАТа, народный артист СССР Борис Добронравов, который играл царя Федора в одноимённой пьесе «Царь Федор Иоаннович», Андрея Белугина в пьесе Островского «Женитьба Белугина». В период 1942-1943 гг. в театре работала заслуженная артистка РСФСР из московского театра им. Ленсовета Клавдия Половикова, игравшая Кручинину и Ларисы в комедиях Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», герцогиню Мальборо в пьесе «Стакан воды» Скриба. Во время Великой Отечественной войны на базе передвижного театра была создана фронтовая бригада, выезжавшая на Волховский фронт. За время Великой Отечественной войны проведено 404 спектаклей и концертов на фронте, в тылу — 798. После окончания Великой Отечественной войны 36 работников театра были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
n
В сентябре 1943 года театру было предписано переезжать в город Каменск-Уральский. Планировалось, что переезд будет временным — только до конца войны. Причина переезда — необходимость освобождения театральной площадки для эвакуированного из Ленинграда Нового театра. После окончания войны коллектив театра решил остаться на новом месте на постоянной основе. Театр располагался в уникальном архитектурном комплексе Старого Каменска — здании провиантских складов Каменского завода, где был оборудован зрительный зал на 360 мест. В 1947-1949 театр занимал площади только что построенного ДК УАЗ. Несмотря на то, что здание было более современным, оно не учитывало особенности театрального производства. В 1940-е гг. репертуаре появились пьесы К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука. В 1943 и 1945 гг. театр дважды выезжает на гастроли в город Свердловск, гастроли проходят с большим творческим успехом. В составе труппы заслуженные артисты РСФСР З. В. Бестужев, Николай Герасимович Истомин, Надежда Григорьевна Сухорукова, артисты М. Н. Арбенина, В. М. Кузнецов, М. А. Стрелкова, Н. И. Чагин, Т.
n
И. Арбенин, В. П. Маслов, Г. В. Полонский, В. Н. Верина, Г. В. Галли-Олесова, И. А. Эльский-Олесов, Ольга Яковлевна Чечура, Николай Михайлович Казарин. Художественный руководитель И. А. Саламатин, режиссёры Н. П. Тольский, М. Н. Арбенина. Приказом управления искусств при Совете министров РСФСР при драмтеатре была организована драматическая студия, работавшая один год с 1 июня 1945 года по 1 июня 1946 года. Осенью 1949 года театр претерпел серьёзные изменения. Ведущая часть актёров, работавшая ещё в «Уральском рабочем реалистическом театре» (Бестужев, Истомин, Маслов, Чагин), во главе с режиссёрами Саламатиным и Арбениной была переведена на работу в Нижне-Тагильский театр. В штатах театра произошло сокращение за счет ведущих групп творческого состава. Только в 1951-1952 гг. удалось укрепить творческий состав театра. В него вернулся Н. Г. Истомин, пришла опытная актриса А. И. Самарина, воспитанники Уральского театрального института А. В. Суворова, А. В. Попов, З. И. Расковалова. Ведущее положение занял талантливый актёр Е. А. Тарасов и молодой растущий актёр В. Н.
n
Казарин, Главным режиссёром театра стал Ю. В. Юровских. В этот период театр вновь возвращается к наиболее крупным современным и классическим произведениям. В 1958 году за создание ярких образов в спектаклях З. И. Расковаловой и Н. Г. Истомину присвоено звание Заслуженный артист РСФСР. В 1960-1961 годах театр ставит такие пьесы советской драматургии, такие как «Иркутская история» А. Арбузова, «Братья Ершовы» В. Кочетова, «Люди, которых я видел» С. Смирнова, пьесы «Три сестры» Чехова, «Егор Булычев и другие» М. Горького. В этих спектаклях были заняты лучшие актёры театра: А. И. Самарина, заслуженная артистка РСФСР З. И. Расковалова, Л. А. Салтыков, С. П. Гонцов, Иван Сергеевич Греханов. Главный режиссёр театра — заслуженный деятель искусств РСФСР Ефим Викторович Островский. В 1980-1990-е годы театром руководил Ю. Кужелев. В числе самых ярких спектаклей этого периода- «Гнездо глухаря» В. Розова и «Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана. В театре работали Заслуженные артисты РСФСР Галина Мурашова, Владимир Запорощенко, Александр Иванов, Эдуард Шумахер, Светлана Лаптева, Вячеслав Соловиченко, Лариса Комаленкова, актёры Нина Бузинская, Геннадий Ильин.
n